Оксана Крюкова
Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе детских садов. С переходом образовательных учреждений на ФГОС изменились и требования к педагогу. В соответствии со Стандартами воспитатель обязан обеспечить каждому воспитуемому индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально – психологических особенностей детей.
Публикация «Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов» размещена в разделах
Мы - очень любим своих детей; пытаемся создать благоприятную среду для их обучения, занятий спортом и отдыха, научить всему тому, что знаем и умеем сами, да и просто хотим, чтобы наши дети выросли целеустремленными, самостоятельными людьми, уважающими себя, родителей и учителей, способными ставить перед собой трудные задачи и добиваться их решения. Но ведь это нормальное, объективное желание любых (нормальных, объективных) родителей и педагогов! При чем же здесь одаренность?
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке. Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение детей в игре.
Дети через игру узнают мир, усваивают систему отношений в обществе, развиваются и учатся премудростям, а значит формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребё нка необходимо сформировать следующие умения:
• Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
• Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
• Принимать самостоятельные решения;
• Предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;
• Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.
Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является сюжетно-ролевая игра. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой одарённых детей, отмечают значительные трудности, которые могут возникать в сфере общения и взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их сверстниками. Некоторые особенности поведения и личности одарённого ребёнка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребёнка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Среди таких причин называются : неумение слушать собеседника; стремление командовать; брать на себя роль организаторов совместных игр; тенденция демонстрировать собственные знания; нетерпимость по отношению к менее успешным детям; привычка поправлять других и т. п.
В старшем дошкольном возрасте иногда организатором сюжетно-ролевых игр выступают дети, которые занимают высокий статус (лидеры) в группе, т. е. дети с высоким уровнем развития познавательных способностей, проявляют себя как инициативные лидеры, которых дети предпочитают выбирать в качестве партнёров по играм. Немаловажную роль в поддержании стабильности объединения играет ребёнок - организатор, деловые качества которого не противостоят личностным. От стиля организаторской деятельности лидера зависит характер взаимоотношений, который складывается между членами играющей группы. Рассмотрим на примере, как протекала игра в объединении с ребёнком - организатором.
Арсений (5л. 6 м.) постоянно играет с Тихоном (5л. 3м.). Тихон много знает о воинах Советской Армии : он много смотрит передач на военную тематику, слушает рассказы дедушки. В рамках одной темы мальчик придумывает разные сюжеты: "Пограничники", "Разведчики", "Спасатели" и др. Арсений -его незаменимый партнёр по игре.
Арсений:"Во что сегодня будем играть, Тихон?"
Тихон: "Давай в "Разведчиков"? Только будем не шпионов искать, а постараемся пройти в тыл противников и перехитрить их.
Арсений: "Ладно. Я тебя выбираю командиром отряда разведчиков, а я буду генералом. Ты придумывай, куда пойдёшь в разведку, а я буду приказывать.
К игре подключаются другие мальчики -они становятся солдатами-разведчиками. Руководство игровым коллективом осуществляет Арсений. Тихон в качестве командира разведчиков не отличается по своему статусу от солдат. Инициативный Арсений покрикивает на него так же, как и на других ребят. Тихон никогда не возражает и охотно подчиняется.
Старшие дошкольники вполне реально оценивают свои игровые умения и умения сверстников. Оценка партнёров по игре происходит не только по деловым качествам, но и по личностным, по характеру ролевого поведения. Так, Соня Р. говорит о Матвее Х. : "Мы его всегда выбираем папой, потому что он никогда не кричит, спрашивает у мамы, что купить в магазине, а когда дети плачут, ласково их успокаивает".
Воспитателю очень важно знать, что происходит в играющей группе : все ли дети могут свободно реализовывать свои желания, проявлять активность и самостоятельность.
Наблюдая за играми детей, побеседовав, иногда выясняется: ребёнок не всегда выполняет ту роль, которая ему нравится, не всегда играет с тем, с кем хочет.
Уровень развития взаимоотношений в игре 5-6 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребёнок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определённого климата коллективных взаимоотношений в игре, было выделено четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа - дети активные, общительные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр.
Вторая подгруппа - дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний.
Третья подгруппа -дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. Четвёртая подгруппа-это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации. Они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний.
Суммируя результаты наблюдений за игровым взаимодействием одарённых детей со сверстниками, можно говорить о том, что нарушения деловых отношений в группе были связаны со стремлением выразить себя через игру.
Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.
Детская одарённость будет укрепляться и развиваться, успешно проходить кризисные состояния и обретать новое качество, если будут сделаны акценты на следующих позициях.
Во-первых, необходимо предоставить ребёнку возможность быть субьектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт.
Во-вторых, следует развивать наряду с интеллектуальной сферой одарённого ребёнка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы, поскольку законы развития для одарённых и обычных детей принципиально одни и те же.
В-третьих, важно достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребёнком.