Нина Прохорова
Консультация для родителей «Обучение ребенка принципам безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение ребенка принципам безопасности : что нужно знать родителям?
Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка. Причем речь здесь идет не о том, чтобы оберегать малыша денно и нощно, ликвидировать все потенциальные опасности на его пути и подстелить соломки везде, где он может упасть. Речь скорее о том, чтобы помочь ребенку самому организовывать собственное безопасное существование. Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение ребенка принципам безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Проще говоря, если Вы хотите максимально обезопасить ребенка, то Ваша главная задача в этом случае – выработать у него привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Безусловно, можно пустить этот процесс на самотек, ведь рано или поздно ребенок сам узнает, что если трогать горячий утюг, получится ожог; если бежать по льду, можно упасть и будет больно и т. д. Но все же большинству родителей такой подход не по душе, уж слишком он рискован и потенциально травматичен для ребенка.
Нельзя не заметить, что изначально некоторое понимание опасности присутствует у совсем маленьких детей. Малыши, как правило, осмотрительны и даже осторожны: начиная ходить, они выбирают знакомые, проверенные маршруты для своего передвижения, настороженно относится к новой пище. Это лишь доказывает то, что потребность в безопасности – все же одна из основных, базовых потребностей человека. Но по мере взросления ребенка врожденные навыки безопасности куда-то исчезают, и родителям приходится вновь и вновь оберегать свое чадо. Почему это происходит?
Довольно часто причиной этому становится не совсем верное поведение родителей, прививающих навыки безопасного поведения. Приведем простой пример:
Малыш на прогулке увидел собаку и потянулся к ней. Мама, конечно же тут же сообщает ребенку, что собаку трогать нельзя, а на вопрос: «Почему?» отвечает: «Потому что собака тебя укусит». Такой ответ лишь побуждает ребенка задавать все новые вопросы: «Почему укусит?», «Зачем собаки кусаются?». Рано или поздно эти вопросы поставят маму в тупик, и она так и не сможет объяснить, почему же не стоит трогать собаку. А суть такова, что мама в этой ситуации научила ребенка бояться, тогда как нужно было объяснить, КАК вести себя с животным. Результатом такого объяснения станет то, что оказавшись наедине с собакой в отсутствие мамы ребенок, напуганный рассказами о том, что собака непременно укусит, бросится прочь от опасности. А собака, повинуясь инстинктам, будет догонять… Словом, результат объяснения окажется плачевным.
Кроме того, дети, в силу отсутствия жизненного опыта, просто не могут просчитать последствия поступков, осознать потенциальную опасность в полной мере. То есть та теория, которую дают родители, надеясь обучить ребенка правилам безопасности, в большинстве случаев так и остается теорией, ведь соотнесение отвлеченных постулатов с реальной ситуацией для ребенка, как правило, затруднительно.
Опекаем или оберегаем?
Стремление оградить ребенка от всех возможных опасностей естественно и понятно. Особенно пока он еще совсем кроха, когда мама реагирует на каждый недовольный крик и заботится о нем круглосуточно. Именнопостоянная забота в первые месяцы жизни малыша формирует его доверие к окружающему миру, уверенность в его безопасности и надежности.
Сложнее с подрастающим малышом, в котором возникает исследовательский азарт, а возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве порождает все новые опасности. Довольно часто бывает так, что родители стремятся ограничить поле деятельности ребенка, опять-таки заботясь о его безопасности. Но именно в это время стоит все же предоставить малышу чуть больше самостоятельности.
Предоставить ребенку свободу очень сложно, но, тем не менее, это необходимо, чтобы он научился жить в пространстве, изучая его. Родительские опасения не должны мешать детям приобретать свой собственный, уникальный и крайне необходимый опыт. И чем старше становится ребенок, тем большая степень свободы ему нужна, ведь очевидно, что всю жизнь родители не смогут оберегать ребенка, защищать его от всех опасностей и делать его существование максимально безопасным.
Опека в этом смысле абсолютно бесполезна, и даже вредна. Задача родителей – оберегать, учить и помогать. Но не ограничивать, руководствуясь только своими, родительскими, страхами.
Ошибки и крайности родителей
Родители, озабоченные воспитанием безопасности своего чада, часто совершают типичные ошибки. Вот некоторые из них.
• Первая из крайностей – уверенность в том, что Ваш ребенок и так все знает и все понимает, и, если уж на то пошло, до сих пор проблем не возникало, следовательно и дальше все будет хорошо, а прикладывать дополнительные усилия к обучению вовсе необязательно. Почему это ошибка? Потому что не стоит забывать о том, что если чему-то не научите Вы, скорее всего найдется кто-то другой, кто вложит в голову Вашего ребенка возможно совсем не те знания, которые следовало бы.
• Вторая ошибка заключается в том, что родители, внезапно осознавшие, как много не знает и не умеет ребенок, в панике начинают учить, рассказывать, показывать все подряд. Хаотично, в больших объемах, ведь нужно столько всего успеть. Как Вы понимаете, такое обучение вряд ли приведет к положительным результатам: ребенок запутается, потом ему все это надоест и он попросту выкинет раздражающую информацию из головы. Обучение азам безопасности должно быть постепенным, поэтапным и во многом ситуативным: учите тому, что важно именно в данный момент, обсуждайте недавние ситуации и на их примере прививайте нужные знания.
Безопасность – внутри
Что нужно сделать в первую очередь, приступая к воспитанию безопасности?
В первую очередь необходимо создать пространство безопасности внутри, в собственной душе и душе своего ребенка. Это, возможно, более важно, чем физическая безопасность. Если Ваш ребенок будет знать, что его поймут, поддержать, защитят при необходимости, он уже будет расти более защищенным во всех отношениях. Главное, что создает безопасность – это умная, рассудительная голова и мудрая, подготовленная душа. Именно они в случае опасности будут действовать заодно с тренированным телом и позволят эту опасность преодолеть.
Безусловно, синяки, травмы и прочие неприятности, в жизни Вашего ребенка будут все равно. Но если Вы поможете ему создать то самое пространство безопасности в душе, он, как сильный человек, переживет их гораздо проще. Он, как сильный человек, сможет найти выход из ситуации, сможет продемонстрировать верное поведение в нужный момент, сможет, в конце концов, помочь тому, кто более слаб, чем он. Да и родители, воспитывая сильного человека, сами становятся сильнее и сами вырастают, участвуя в этом процессе обучения.
Самые важные правила уроков безопасности
Воспитание безопасности – процесс длительный и очень ответственный. Чтобы он стал еще и успешным, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал определенным правилам. Об этих правилах – ниже.
1. Первое правило – знать, какие возможностями обладает Ваш ребенок. Речь идет о том, что родители должны ориентироваться в том, что может уметь ребенок в том или ином возрасте, какие навыки и когда у него возникают. При этом не стоит ориентироваться на некоего усредненного ребенка : Ваш ребенок уникален и именно он сам по себе – главный показатель собственных возможностей.
2. Второе правило, которое вытекает из первого – необходимость учитывать возрастные особенности. Каждый из возрастов имеет свои особенности. Школьникам свойственно проявлять неуместный героизм, трехлетним малышам – негативизм и строптивость. И именно исходя из возраста Вашего ребенка и знания его особенностей, Вы сможете максимально эффективно обучить его правилам безопасности.
3. Перед ребенком нужно ставить только такие задачи, которые он может выполнить, до которых он уже дорос. То есть учить ребенка стоит только тому, чему он действительно может научиться, поэтому нужно соблюдать определенную целесообразность. Скажем, годовалый малыш вряд ли поймет, что не нужно засовывать горошину в ухо, поэтому лучше ему подобных предметов вовсе не давать.
4. Не менее важным является создание подходящих условий. Очевидно, что не имея коньков, научиться на них кататься невозможно. Нельзя понять, как нужно плавать, если ни одного водоема поблизости нет. Так же и с безопасностью : Ваша задача – создавать такие условия, в которых ребенок сможет научиться, получить опыт, закрепить на практике навыки безопасности.
5. Создание рамок. Одна из основных задач родителей, воспитывающих безопасность – создание рамок и ограничений. Родители обозначают ребенку некие границы, за которые выходить нельзя ни в коем случае. Этот внешний контроль в свою очередь помогает развитию внутреннего контроля. Важно соблюдать баланс: не стоит приказывать, устанавливая рамки. Лучше договариваться, обсуждать, идти на взаимные уступки. Чтобы ребенок соблюдал ограничения, ему нужно понимать их разумность и обоснованность, более того, он должен соглашаться (пусть и не вслух) с их необходимостью. Здесь можно провести сравнение с процессом тренировок у спортсменов. Тренер объясняет, показывает, затем страхует. Но все упражнения спортсмен выполняет сам. Так и с ребенком : Вы помогаете, поддерживаете, контролируете, но выполнение требований безопасности все же остается за ребенком.
6. Поощрение откровенности. Если для Вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: Вас обмануть нельзя, Вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет. Для этого необходимо поощрять его желание честно рассказать Вам о каком-либо событии. Так Вы сможете, во-первых, осуществлять контроль и не бояться, что ребенок что-то скрывает, а во-вторых, Вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопасности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент.
7. Отношение к ошибкам, которые совершает ребенок. Ошибки, конечно, нужно прощать. Но потворствать им – тоже ошибка. Чтобы процесс обучения был успешным, ребенок должен знать, что он может Вам рассказать о собственных ошибках и при этом он не будет лишен каких-то привилегий. Наказание, лишение карманных денег и прочее могут присутствовать, но делать это без крайней необходимости все же не стоит.
8. Очень важно для каждого родителя научиться правильно реагировать на разные ситуации. Как это сделать? Сначала просто выслушайте своего ребенка, стараясь избегать критики или осуждения. Лишь после этого стоит оценить, какова степень вины или опасности. Покажите ребенку, что Вы рады тому, что все обошлось и закончилось хорошо. Только после этого стоит объяснить, что вызывает Ваше недовольство и почему. В зависимости от имеющихся факторов, возможно наказание, но только в том случае, если его необходимость и справедливость Вы донесли до ребенка так, чтобы он их чувствовал. Старайтесь не забывать, что в первую очередь ребенок должен быть уверен в Вашей любви, это поможет ему понять Вас и сделать наказание осмысленным для него.
Самое важное правило для родителей в процессе воспитания у ребенка принципов безопасности – уметь объяснить так, чтобы ребенок понял. Так Вы сможете избежать знакомой всем ситуации, когда вроде бы и объяснили уже все неоднократно, рассказали сто раз, а все без толку. Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особенности именно Вашего ребенка – залог его безопасного будущего и Вашего спокойствия.