Марина Петухова
Районный конкурс методических и дидактических материалов для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад им Кирова»
Районный конкурс
Методических и дидактических материалов
для педагогов ДОУ 2012-2013 учебный год
Нестандартное физкультурное оборудование
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад им Кирова»
Петухова Марина Михайловна
I квалификационная категория
Февраль 2013 г
Пояснительная записка.
Публикация «Районный конкурс методических и дидактических материалов для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
Для растущего детского организма решающее значение имеет двигательная активность. В детском саду этот фактор учитывается недостаточно. Недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой.
Для того чтобы физическое и психическое развитие ребёнка шло в соответствии с возрастными нормами, чтобы стимулировалась его познавательная и творческая активность нужна оборудованная предметная и двигательная среда, способствующая укреплению здоровья.
Двигательная среда должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Новое нестандартное оборудование — это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Поэтому оно широко применяется на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, спортивных праздниках, развлечениях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, повышая интерес детей к различным видам деятельности, увеличивая объем двигательной активности, поднимая эмоциональный настрой.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое занятие, развлечение элемент новизны. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки, укреплению стопы. Поэтому я разработала конспекты занятий, развлечений с использованием изготовленного своими руками нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время развлечений, праздников, досугов, дней здоровья.
Но особое внимание в своей работе я уделяю профилактике и коррекции плоскостопия. Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно смериться с ним, чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – массажные дорожки с различными предметами, палочки, следы с бусинками и пуговицами, канат из пробок, камешки, шишки и т. д.
Понимая важность этой проблемы и проанализировав состояние физического воспитания детей, я изучила разнообразную методическую литературу и поставила перед собой
Цель: Организовать систему профилактической работы с группой детей, предрасположенными к плоскостопию и страдающими им кружок «Здоровейка».
Задачи: 1. Выявление детей старшего дошкольного возраста, имеющих плоскостопие и уплощенный свод стопы.
2. Разработка и апробирование комплекса упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия, способствующих уменьшению числа детей, страдающих плоскостопием.
3. Предложить рекомендации для родителей и воспитателей по профилактике и лечению плоскостопия.
4. Результативность работы:
- медико - педагогический контроль, диагностика
Выдвинув цели и задачи я изготовила нестандартное оборудование:
• Пособие «Достань бусинки»
Описание: крупные бусины на длинной нитке, укрепленных к матерчатой дорожке.
Цель использования: развивает у детей физические качества, выносливость, укрепляет мышцы ног, а также закрепляет знания цвета, что способствует сенсорному развитию детей.
• «Волшебные колпачки»
Описание: цветной картон
Цель использования: формируют осанку у детей, развивает координацию движений при ходьбе змейкой, используется как ориентиры, формируют у детей такие качества как смекалка, внимание, позволяют внести дополнительную цветовую яркость при проведении занятий.
• «Разноцветный шнур»
Описание: цветные пробки
Цель использования: выполнение основных видов движения, при обучении детей лазанию и перепрыгиванию, ходьбе боком и приставным шагом, для профилактики плоскостопия.
Для предупреждения плоскостопия я придумала и изготовила ряд различных дорожек и ковриков. Они широко применяются при проведении корригирующих гимнастик, упражнений.
• «Волшебная дорожка»
Описание: на дорожку прикрепляются старые обручи, бусинки, цветные кольца, квадраты массажного коврика, поролон, обшитый тканью.
Цель использования: массажируют стопы ног, развивают координацию движений.
• «Цветочная полянка»
Описание: на ситцевую дорожку пришиваются цветочки из цветных пробок и сплетенный канат из ниток.
Цель использования: укрепляет и массажирует свод стопы, применяется в подвижных играх, закрепляя цвета.
• «Следы»
Описание: из пеноплэкса вырезаются по шаблону следы и к ним пришиваются бусинки и пуговицы разного размера.
Цель использования: развивает координацию движений, массаж стоп.
• «Таинственные следы»
Описание: из акрилового коврика по шаблоны вырезаны следы
Цель использования: развивает физические качества, координацию движений, ловкость, смелость, прыжки.
• Цветная дорожка.
Описание: на плотный материал пришиваются цветные пробки от пластиковых бутылок.
Цель использования: профилактика плоскостопия, массаж стоп, прыжки.
• Подушечка с горохом и с орехами
Описание: мешок из ситцевого материала, наполненный горохом и орехами.
• Мягкое бревно
Описание: поролоновое бревно, обтянутое клеенкой.
Цель использования: развитие координации движений.
• «Пенечки»
Описание: пластмассовые ведерки из-под майонеза, раскрашенные краской и покрыты лаком.
Цель использования: развивает физические качества, координацию движений, прыжки.
• «Гусеница»
Описание: использованный скотч, покрытый краской и лаком.
Цель использования: развивает прыжки, смелость и ловкость в играх - эстафетах, используется как ориентир.
• Шишки
Описание: сосновые шишки
Цель использования: развитие мелкой моторики, профилактика плоскостопия, в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”.
• «Резные воротики»
Описание: дерево
Цель использования: развивает координацию движений, умение лазать разными способами, в играх, эстафетах.
• «Легкоступы»
Описание: из поролона изготавливаются большие следы, обшитые тканью. По середине пришивается широкая резинка, чтобы одевались как тапочки.
Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, умение высоко поднимать ноги, в эстафетах.
• «Разноцветные плоские круги»
Описание: цветной картон, скотч.
Цель использования: развитие ОВД, подставки для мячей.
Те задачи, которые я ставила в начале работы, были выполнены. В результате работы по профилактике и коррекции плоскостопия мы видим значительное улучшение. При сравнении полученных показателей уменьшилось количество детей, страдающих плоскостопием на 83%.
Планируется продолжить работу по данному направлению.
2009 – 10 уч. год – 54,1 %;
2010 - 11 уч. год – 49,3 %
2011 – 12 уч. год - 45 %
Литература.
1. Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления –
М. ,2000.
2. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет - М., 2004.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду.
М. ,2006
5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. –
М. : Мозаика-Синтез, 2008.