Сухоручко Светлана
Развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсомоторных навыков
у детей с ограниченными возможностями здоровья
.[/b]
«Единственная возможность научить ребенка жить
в существующих условиях, это создать ему условия для
полного овладения своими собственными способностями».
Конфуций.
Публикация «Развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
С детьми c ОВЗ я работаю третий год. В моей группе находятся дети с особенностями в физическом и психическом развитии, состояние здоровья, которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в не входят дети с нарушениями в развитии и имеющие сочетанные нарушения. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостатками общей и мелкой моторики, трудностями во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности –вербализации, искажения познания окружающего мира, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход, дальнейшего развития ребенка.
Приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера, поскольку является важным компонентом интеллектуального развития.
Поэтому в своей практической коррекционной деятельности я использую направленные методы и приемы, способствующие межполушарному взаимодействию, а это является основой интеллекта.
Применяю полуфункциональные пособия, способствующие развитию сенсомоторной сферы, словесно-логическому мышлению, дающие возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшающие память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу, развить социально-коммуникативные и творческие способности.
Особое внимание в работе с воспитанниками я уделяю сенсомоторным играм, так как именно через игру можно найти дверку к ребенку. Опираясь на интересы ребенка, индивидуальные возможности, способности, пристрастия и увлечения. Заинтересовать ребенка новыми ощущениями: зрительными, слуховыми, тактильными и двигательными помогут -сенсорные игры.
Виды сенсомоторных игр разнообразны и среди них обязательно найдутся те, что интересны воспитанникам. В процессе игры я демонстрирую и комментирую все свои действия, затем стимулирую ребенка к совместной деятельности. Ратифицирую ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом).
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Работая с особенными детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. У каждого педагога своя технология, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.
Наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Одним из таких средств является применение нейропсихологических подходов, кинезиологических упражнений, использование Су-джок терапии, здоровьесберегающих технологий, песочной игротерапии, сказкатерапии, игровые и ИКТ технологии.
Технологии применяемые мною для развития сенсомоторной сферы детей.
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья - к ней относится логоритмика.
Для устной речи многих детей сОВЗ, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной ее стороны.
Логоритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с младшего возраста, так и в развитии у них естественных движений. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
2. Игровые технологии.
Все дети любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства.
3. Коррекционная технология – к ней относится сказкотерапия.
Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Детям сначала рассказывается сказка в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски.
Заключительным этапом работы со сказкой является участие детей в театрализованных играх, драматизации сказок. Таким образом, сказкотерапия развивает у дошкольников интерес к миру театра, творческие способности и эмоциональный фон, приобщает их к окружающему миру. Такой комплексный подход к работе по сказке позволяет расширить зону коррекционного воздействия на ребёнка-дошкольника, способствует его всестороннему развитию, Сказка направлена на обогащение и активизацию словаря, освоение значения слов, формирование эмоционального фона детей, развитие личностных качеств воспитанников, создает условия для общения друг с другом. Сказка является коррекционным методом работы с детьми с ОВЗ, по формированию у них устной речи.
4. Применение цифровых образовательных ресурсов на занятиях по развитию слуха и формированию произносительной стороны речи для детей с нарушением слуха дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого.
При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих дошкольников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
5. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Релаксация- комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Любые,даже незначительные стрессовые ситуации перегружают слабую систему ребенка с нарушением слуха. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Примеры релаксационных упражнений:
УП-Я “Спящий котёнок”
--Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
---“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
---“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
Уровень сенсорного развития является базисным, это из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Практика обучения и воспитания детей с нарушением слуха показала, что наличие нарушений в сенсорной сфере требует особой организации коррекционной работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и развития личности в целом.
Говоря о детях с ОВЗ, необходимо отмечать значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как следствие изменение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, зачастую становится источником отрицательных эмоций, перерастающих в негативные эмоциональные состояния, может в дальнейшем явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.
Вот почему так важно создать в образовательном учреждении условия для формирования у дошкольников зрительного восприятия сенсорных эталонов, помогающих познавать предметы и явления окружающего мира через такие характеристики, как форма, цвет и величина
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии детей с ОВЗ, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.
Спасибо за внимание!