Получи документы

Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья

Кристина Калмыкова
Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования — качественное образование дошкольников, и не последнее место в образовании дошкольников отводится образованию в области здоровьесбережения. Одна из приоритетных задач ФГОС ДО направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. " (см. п. 1.6 ФГОС ДО). "Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. " (см. п. 2.6 ФГОС ДО).

Темочки:

Поэтому сегодня актуально значимым и востребованным становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с чем в дошкольных учреждениях все активнее используются разнообразные здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Как известно, дети раннего возраста больше всего предрасположены к частой заболеваемости, именно поэтому вопрос по оздоровлению и укреплению здоровья детей является приоритетным. Ранний возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов. Родителям необходимо объяснить, что соблюдение режима детского сада (например, прием ребенка утром) позволяет ему безболезненно включиться в жизнь группы, а опоздание способствует возникновению тревожности, что может повредить общее состояние здоровья. Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье. Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада.

Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей. Необходимо грамотно организовывать образовательный процесс, соблюдая следующие правила:

- объем и содержание информации должны соответствовать возрастным особенностям; ненужная информация может привести к переутомлению;

- четко соблюдать режим и сетку занятий;

- помнить, что проявление переутомления у детей с разными типами нервной системы разные (активность или снижается или становиться «ненаправленной», хаотичной);

- проявлять гибкость в ходе занятия; помнить, что ребенок дошкольник может находиться в статичном положении не более 5–7 минут;

- давать детям возможность переключаться, используя физкультминутки.

Лечебно-оздоровительные мероприятия : организация правильного режима дня, соблюдение режима проветривания; Разнообразная пища обеспечивает организм ребенка необходимыми веществами для его роста и развития. Круглый год в рационе детей свежие фрукты, овощи, соки.

Занятия по физической культуре, которые способствуют развитию физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты и т. д., развитию основных движений (ходьба, бег, метание, прыжки и т. д., обогащают двигательный опыт детей.

Ведущей деятельностью детей раннего дошкольного возраста является- игра. Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развития нарушений в состоянии нервной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.

Для обеспечения двигательной активности в группах созданы физкультурно - оздоровительные уголки, наполненные современным спортивным оборудованием, пособиями и оборудованием (дорожки, массажные коврики) для профилактики плоскостопия, развития правильного физиологического дыхания, мелкой и крупной моторики, что позволяет не только решать оздоровительные задачи, но и способствует поддержанию интереса детей к занятиям.

Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

Утренняя гимнастика одна из важнейших компонентов двигательного режима детей раннего дошкольного возраста. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

Для постепенного пробуждения после дневного сна с детьми в кроватках проводится корригирующая гимнастика. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность.

Ещё одним из эффективных методов укрепления здоровья является закаливание.

После гимнастики пробуждения дети босиком ходят по массажным коврикам ( коврики бывают разного вида: с пуговицами, пробками, коврики – пазлы, волшебные камушки

(морской галькой, из каштанов с крупами, растирание рукавичками части тела.

С помощью специальных процедур повышается устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. Итак, закаливание — это эффективное средство укрепления здоровья человека. Эффективность закаливания мы достигаем, используя комплекс традиционных и нетрадиционных способов, который включает в себя прогулки на свежем воздухе, проветривание, аэрация помещения, полоскание горла, дыхательная гимнастика, звуковая дыхательная гимнастика, хождение босиком по полу, массаж биологически активных точек организма.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Хороший оздоровительный эффект оказывает и выполнение звуковых дыхательных упражнений:

- повышается общий жизненный тонус детей и сопротивляемость, закалённость и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;

- развивается дыхательная мускулатура;

- увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в лёгких, улучшается работа сердечно-сосудистой системы и кровообращение;

- развивается речевое дыхание.

Звуковые дыхательные упражнения проводим в следующих видах деятельности:

- утренняя гимнастика на свежем воздухе;

- бодрящая гимнастика после сна с включением в неё звуковой дыхательной гимнастики;

- физминутки на занятиях;

- прогулка;

- занятия по физическому развитию;

- занятия по речевому развитию;

- индивидуальная работа.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. С этой позиции в детском саду работа по физическому развитию и оздоровления детей, должна быть организована в тесном сотрудничестве с семьей и строится с учетом основных принципов: единство цели и задачи воспитания здорового ребенка. Формами совместной работы с родителями традиционно являются родительские собрания, консультации, Дни открытых дверей, стендовая информация, активное участие в тренингах, мастер-классах, практикумах, на которых педагоги показывают и обучают родителей пальчиковым играм, гимнастики для глаз, дыхательным и корригирующим упражнениям и т. д.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Здоровый образ жизни-основа сохранения и укрепления здоровья ребенкаЗдоровый образ жизни-основа сохранения и укрепления здоровья ребенка Всем известна крылатая фраза: «Здоровый ребенок - здоровая семья — здоровое общество». Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению.

Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников Двигательная активность как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание.

Сенсорная комната как средство укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют.

Организация Рппс группы раннего возраста «Сказка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Сказка» в соответствии требованиям федерального государственного.

Подвижная игра для сохранения и укрепления здоровья детей Дидактическая игра «Полезное – не полезное». (5-6 лет) Цель: закреплять знания детей о полезных продуктах питания и о продуктах, которые.

Презентация «Документация воспитателя ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» Профессиограмма педагога Профессиограмма – это идеальная модель  деятельности педагога, образец, эталон, в котором представлены: основные.

Семинар «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей» Семинар «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ" Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования.

Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей «Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей» Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 22:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Калмыкова (УИ 301461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД