Анастасия Просветова
Работа учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в преодолении ОНР посредством использования нейропсихологических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Работа учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в преодолении ОНР посредством использования нейропсихологических игр
Просветова Анастасия Андреевна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.
Публикация «Работа учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в преодолении ОНР посредством использования нейропсихологических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Все большее появление детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой нашего общества. Такие дети имеют хронические заболевания, нарушены общая и мелкая моторики, двигательная активность, мышечный тонус, наблюдаются повышенная утомляемость, дефицит внимания, воли, трудности в самоконтроле, имеются проблемы с речью.
Возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов, эмоционально – волевой сферы ребенка через движения. Многие ученые акцентируют внимание на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Основополагатель этого подхода А. Р. Лурия считал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Нейропсихология – наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов.
Речь – высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.
Нейропсихология исследует различные формы патологии речи, возникающие при локальных поражениях мозга.
Речь, как и другие ВПФ осуществляются при участии трех основных блоков головного мозга:
1. Энергетический блок:
2. Блок приема, переработки и хранения и информации;
3. Блок программирования, регуляции и контроля.
При недостаточном развитии одного из трех блоков у ребенка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.
Также при нарушении взаимодействия Правого и Левого полушарий (из-за единства которых складывается единство работы головного мозга) : ребенок не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух и зрительно, не происходит закрепление полученных умений и навыков. Ребенок требует все время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные взаимосвязи окончательно не сформируются.
При первичном обследовании детей помимо речевых проблем у детей были отмечены особенности психического развития. У них отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательная беспокойность, импульсивность. Для них характерны моторная неловкость, слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук, поэтому некоторые дети с трудом овладевают навыками самообслуживания. Внимание недостаточно устойчивое, быстро истощаемо. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат словесной и игровой деятельности.
Взяв за основу особенности речевого и психического развития детей с ТНР, совместно с учителем по физической культуре были подобраны нейропсихологические игры и упражнения. Которые активно использовались на занятиях и режимных моментах.
1. Глазодвигательные упражнения:
«Горизонтальная восьмерка».
Дети вытягивают перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимают в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Рисуют в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера (либо начинают рисовать маленькую восьмерку, а затем увеличивают амплитуду движения руки).
Рисовать начинают с центра и следят глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключают высунутый изо рта язычок, одновременно с глазами и руками, повторяют движения в том же направлении.
«Бабочка-цветок».
Упражнение выполняется как за столом, так и сидя на ковре.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(закрыть глаза, расслабится, слегка надавливая на веки подушечками пальцев, глазами вращать по часовой стрелке и обратно)
Больше спать не захотел.
(открыть глаза и быстро поморгать)
Встрепенулся, потянулся,
(поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на кончики пальцев, затем на потолок)
Взвился вверх и полетел.
(закрыть глаза, помахать руками).
«Самолет».
Педагог предлагает детям перебраться на самолет:
Полетел самолет,
С ним собрался я в полет
(дети смотрят вверх, следя взглядом за «пролетающим самолетом»)
Правое крыло отвел-посмотрел
(поднимают правую руку вверх, отводят ее вправо, следят глазами, не поворачивая головы)
Левое крыло отвел-посмотрел
(поднимают левую руку вверх, отводят ее в влево, следят глазами, не поворачивая головы)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу
(вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки)
Поднимаюсь в высь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(поднимаются на носочки смотрят вверх и по сторонам)
2. Кинезеологические упражнения:
«Зеркальное рисование».
Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки
«Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
«Ожерелье».
Это всем известное упражнение колечки. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим.
«Ладушки».
Правая рука лежит ладонью вниз, левая рука – ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.
Ладушки-ладушки,
Испечем оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
«Путаница».
Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями
3. Дыхательные упражнения:
«Мы шарики».
И. П. Ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу. Ноги прямые, не шевелит.
1. Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос, одновременно с вдохом надувает живот как шарик.
2. Во время команды взрослого «выдох» делает выдох через широко открытый рот (шумно, одновременно с выдохом втягивает живот.
«Солдатики».
И. П. Ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу. Ноги прямые, не шевелит.
1. Во время команды взрослого «вдох» ребенок (одновременно с вдохом) поднимает прямую ногу. Во время команды взрослого «выдох» ребенок (одновременно с выдохом) опускает ногу.
4. Упражнения для релаксации:
«Пружинки»
Что за странные пружинки упираются в ботинки? (Дети поднимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу)
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок, отдыхай (выполнение действий по тексту).
Инструктор по физической культуре работал над развитием общей моторики, дыхания, координации движений, релаксации.
Опыт работы многих педагогов доказывает, что положительный результат достигается при наличии единого коррекционного образовательного пространства. Комплексный подход педагогов к использованию в своей работе нейропсихологических приемов, для оздоровления и коррекции детей с ОНР дает ощутимый результат.
Также важным условием в развитии детей является взаимодействие педагогов и родителей. Родители и педагоги должны предъявлять единые требования к обучению и воспитанию ребенка для эффективного развития ребенка. Это вполне достижимо, если родители посещают родительские собрания, открытые логопедические занятия, мастерклассы, консультации, которые устраивают педагоги ДОУ.
В результате применения нейропсихологических игр и упражнений в работе, планируется, что дети станут более активны, инициативны, работоспособны, уверенными в своих силах и возможностях, эмоционально устойчивыми. Улучшатся графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения. Гармонизуются процессы торможения и возбуждения, как следствие, станет более высокая продуктивность деятельности, улучшатся навыки прочности усвоения программного материала.
Взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.