Лучший педагог года

Работа с застенчивыми и тревожными детьми

Юлия Тимофеева
Работа с застенчивыми и тревожными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с застенчивыми и тревожными детьми.

Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе сбора информации важно понять, что именно мешает человеку жить, взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие – либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Публикация «Работа с застенчивыми и тревожными детьми» размещена в разделах

Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой - нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимания блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

Можно предположить, что мнение о том, что у застенчивых детей заниженная самооценка, является ошибочным. Экспериментальные исследования Л. Гамизовой свидетельствует о том, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в том, что они склонны считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей : каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большой степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагогами) способствуют выработке у ребенка психологической защиты, заключающейся в том, что он перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».

Застенчивость часто встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, ограничивает его формулами контроля, представляя малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

- развитие позитивного самовосприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- развития доверия к другим;

- корректирование страхов;

- снятие телесного напряжения;

- развитие умения выражать свои эмоции;

- развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля.

Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами.

Диагностическая программа по выявлению причин застенчивости у детей дошкольников

Участники Методика, автор

Дети 1. «Лесенка» Хухлаевой Л.

2. Рисунок семьи.

3. КРС

4. Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена)

Родители 1. АСВ.

2. Тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова.

3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд.

4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

Педагоги 1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд.

2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них.

Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т. е. заняться тем, чем он захочет, и постараться включить задания в контекст игры или отложить их.

В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы психотерапии, куклотерапии.

Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу, через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Публикации по теме:

Работа с агрессивными детьми Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Картотека психологических игр с тревожными и с генеративными детьми Картотека психологических игр. Игры с тревожными детьми. 1. «Гусеница» Цель: развитие доверительных отношений. Ход игры: Почти всегда партнеров.

Презентация «Особенности общения с застенчивыми детьми» Признаки застенчивости: Застенчивым детям не свойственны самоуверенность и агрессивность Застенчивым детям кажется, что все смотрят на.

Работа с агрессивными детьми 1. Здравствуйте те, кто весел сегодня Здравствуйте те, кто грустит Здравствуйте те, кто общается с радостью Здравствуйте те, кто молчит.

Работа с детьми с ДЦП Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.

Работа с детьми на прогулке «Май» РАБОТА С ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД На МАЙ месяц Структура прогулки Содержание работы с детьми 1. Речевое развитие (речевые.

Работа с детьми с ЗПР 1 слайд В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными.

Работа с одаренными детьми Актуальность. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми 1. Приветствие. Игра «Карусель». Участники (воспитатели, специалисты ДОУ, образуя два круга - внешний и внутренний, встают парами, левым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с застенчивыми и тревожными детьми
Опубликовано: 30 июля 2018 в 14:55
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с застенчивыми и тревожными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД