Приложение МААМ

Работа с детьми с ДЦП

Оксана Беляева
Работа с детьми с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с детьми с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

Публикация «Работа с детьми с ДЦП» размещена в разделах

Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как дефектолог, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.

Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М. М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Создана развивающая среда для развития мелкой моторики рук.

-изготовлены карточки с наклеенными квадратами из ткани различной фактуры (для ощупывания)

- изготовлены пальчиковые бассейны для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук;

-силами родителей собраны коллекции бусин и пуговиц для игры «Собери бусы», «Выложи из пуговиц».

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

• Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы;

• Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей.

Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания

Пальчиковая гимнастика.

Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт таких авторов, как М. В. Ипполитова (1980, В. П. Дудьев (1995, В. В. Цвынтарный (1995).

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К коррекционной работе относятся задания, направленные на развитие координации движений (подвижные игры с мячом, шарами, предметами) Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение)

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

Игры на развитие координации движений

Приведу несколько вариантов простых игр, с которыми смогут справиться дети. (игра с прищепками,работа с сыпучим материалом (горохом)

Методика работы с трафаретами и лекалами

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи).

Важное место в работе учителя-дефектолога по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии.

Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т. д.

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко, можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).

Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев

Для этого легким потряхиванием расслабляют всю руку ребенка и в особенности кисть руки.

*работа с бумагой;

*лепка (глины, пластилин, тесто);

* шнуровка на специальных рамках, ботинок;

*завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;

* игры с песком, водой;

* наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

*закручивание шурупов, гаек;

*игры с конструктором, кубиками;

*рисование в воздухе * рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т. д.);

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Шнуровка

Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т. д.);

г) выполнить обмётку через край;

д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Развитие общей моторики

. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2 - правая рука вверх, левая - на пояс, 3 - обе руки вперед, 4 - обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону 2 - обе руки на пояс, 3 - правая рука в сторону, левая - за спину, 4 – обе руки внизу.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика в практике работы учителя-логопеда ДОУ с детьми ДЦП Дыхательная гимнастика в практике работы учителя-логопеда ДОУ с детьми ДЦП Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания.

Игры для детей с ДЦП ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП Воспитатель спецгруппы Лисичкина О. В. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Конечно, нужно.

Конспект интегрированного открытого итогового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ДЦП, ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №22 г. Липецка Конспект коррекционно-развивающего занятия (итоговое).

Консультация для родителей. Совместная работа родителей и логопеда. Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Презентация «Детский церебральный паралич (ДЦП)» В 2013 году наш детский сад являлся ортопедическим. Его посещали дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Большое значение.

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП Васильева В. В., воспитатель ГАУСО РЦ «Спасатель» Забайкальского края Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП ДЦП прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития ребенка,.

Развитие тактильных ощущений у ребенка с ДЦПРазвитие тактильных ощущений у ребенка с ДЦП Здоровый ребенок уже с 4 месяца старается схватить любой предмет и, кроме ощупывания, потрогать его губами и языком. У него возникают первые.

Реферат «Особенности семейного воспитания ребенка с ДЦП» Содержание Ребенок с детским церебральным параличом в семье Общий двигательный режим Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми с ДЦП
Опубликовано: 31 марта 2018 в 21:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с детьми с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Беляева (УИ 1524821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД