Корнева Галина Михайловна
Работа с родителями в условиях современной образовательной организации
▼ Скачать
Тема: «Работа с родителями в условиях современной
образовательной организации»
Выполнила:
Корнева Галина Михайловна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
с. Большая Глушица,
Самарской области
(ТЕЗИСЫ)
Цель: определить новые формы работы с родителями в условиях современной образовательной организации.
Задачи:
1. Изучить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Публикация «Работа с родителями в условиях современной образовательной организации» размещена в разделах
2. Рассмотреть новые формы работы с родителями.
Актуальность: Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только при условии партнерских отношений между педагогами и родителями можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Часто педагоги останавливаются только на одной форме взаимодействия педагогов и родителей – родительских собраниях. Устарела эта форма общения школы и родителей. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение.
Формы проведения родительских собраний просто необходимо искать новые, т. к. у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают, что основные навыки обучения у детей сформированы. Обязателен родительский лекторий в соответствии с возрастными особенностями.
Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из- за занятости на своей работе.
Для того чтобы хоть как-то наладить работу с родителями, рекомендую использовать современные новые формы работы.
Кроме того, для успешной реализации ФГОС необходимо укрепление связей между педагогами и родителями учащихся. Это требует развития нетрадиционных форм и методов взаимодействия семьи и школы. Ведущая цель взаимодействия – развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия являются: взаимно- познание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Новые формы работы с родителями : родительские вечера, родительские тренинги, родительский ринг, микрогрупповые собрания, собрание – деловая игра, собрание – конкурсы, собрание – практикум, читательская конференция, аукцион, мастер – класс, запись на листах, Интернет – консультации.
Прогнозируемые результаты: об эффективности проводимой работы с родителями будут свидетельствовать:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Заключение: рассмотренные формы работы с родителями в условиях современной образовательной организации ставят одну общую цель – делать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Использование нетрадиционных форм проведения родительских собраний позволяет добиться 100% посещаемости родительских собраний, формировать интерес у родителей к новизне обучения и воспитания.
Содержание
1. Актуальность.
2. Цель и задачи.
3. Новые формы работы с родителями.
4. Ожидаемые результаты.
5. Заключение.
1. Актуальность.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только при условии партнерских отношений между педагогами и родителями можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Часто педагоги останавливаются только на одной форме взаимодействия педагогов и родителей – родительских собраниях. Устарела эта форма общения школы и родителей. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение.
Формы проведения родительских собраний просто необходимо искать новые, т. к. у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают, что основные навыки обучения у детей сформированы. Обязателен родительский лекторий в соответствии с возрастными особенностями.
Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха
, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из- за занятости на своей работе.
Для того чтобы хоть как-то наладить работу с родителями, рекомендую использовать современные новые формы работы.
Кроме того, для успешной реализации ФГОС необходимо укрепление связей между педагогами и родителями учащихся. Это требует развития нетрадиционных форм и методов взаимодействия семьи и школы. Ведущая цель взаимодействия – развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия являются: взаимное познание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2. Цель и задачи.
2.1. Цель: определить новые формы работы с родителями в условиях современной образовательной организации.
2.1. Задачи:
1. Изучить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
2. Рассмотреть новые формы работы с родителями.
3. Новые формы работы с родителями.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла-гоприятные условия для развития ребенка.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
• участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы :
• родительские университеты;
• конференции;
• индивидуальные и тематические консультации;
• родительские собрания;
• тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
• дни творчества детей и их родителей;
• открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• помощь в организации и проведении внеклассных дел;
• шефская помощь.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
• участие родителей класса в работе совета школы;
• участие родителей класса в работе классного и общешкольного родительских комитетов;
• участие в работе совета содействия семье и школе.
Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Темы родительских вечеров могут быть следующими:
• Год рождения моего ребёнка – каким он был, этот первый год?
• Первые книжки ребенка.
• Друзья моего ребенка.
• Праздники нашей семьи.
• Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
• Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
• Фотографии нашего детства.
• Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
• Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
• Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
• Соблазны и пути их преодоления.
• «За и против» школьной формы.
• Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.
Микрогрупповые собрания
В этом случае на встречу мы приглашаем только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.
На микрогрупповом собрании в разговор вступают родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным, и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.
Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял (а,что…
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так : «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.
«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещаются на стенд «Копилка родительского опыта».
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Интернет – консультации». Обмен различными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьёй, так и между родителями происходит через Интернет – консультации. Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, получать ответы на волнующие их вопросы в группах, социальных сетях.
4. Прогнозируемые результаты.
Об эффективности проводимой работы с родителями будут свидетельствовать:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с учителем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
5. Заключение.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с семьей дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с семьей должны показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий.
Следует отметить, что рассмотренные формы работы с родителями в условиях современной образовательной организации ставят одну общую цель – делать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Использование нетрадиционных форм проведения родительских собраний позволяет добиться 100% посещаемости родительских собраний, формировать интерес у родителей к новизне обучения
и воспитания.
6. Список используемой литературы.
1. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы : учеб. пособие. – М. : Март; Ростов н/ Д: Март, 2006 г.
2. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие /Под ред. Д. И. Фельштейна. – М. : ИКЦ «Академкнига», 2010 г.
3. Дереклива Н. И. Новые родительские собрания. М. : «Вако», 2010 г.
4. Родионов В. А. Я и все-все-все. Ярославль, 2011 г.
5. Психологическое сопровождение воспитательного процесса в образовательном учреждении АКИПКРО, Барнаул, 2010 г.