Ольга Мамий
Работа с родителями в логопедической группе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями в логопедической группе дошкольного учреждения.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Мы часто сталкиваемся с низкой осведомленность родителей в вопросе патологи и коррекции речи, с недооценкой важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, а так же с неверными установками в отношении речи детей. Или же родители видят проблему в речевом развитии своего малыша, сравнивая его речь с речью сверстников, но не знают, как и что с этим делать.
Поэтому педагогам логопедической группы необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.
Формы работы с родителями в ДОУ многогранны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм:
- родительские собрания;
- консультации;
- открытые занятия;
- беседы;
- опросы, тестирование, анкетирование;
- информационные выставки;
- семинары-практикумы;
- совместные праздники и развлечения, и т. д.
В начале учебного года проводится первое родительское собрание, на котором в доступной форме педагоги логопедической группы освещают следующие вопросы:
1. Необходимость специально направленного обучения детей с ОНР в условиях логопедической группы.
2. Организация работы логопеда и воспитателей в течение года.
3. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы в первый период обучения.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш, другие считают, что все «само исправится к школе» и лишь под давлением специалистов они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать о негативном влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость открытия и существования дошкольных логопедических групп.
Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Особо педагоги отмечают роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий :
а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т. д.).
Таким образом, педагоги создают установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
На протяжении всего учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей. На консультации в начале учебного года учитель-логопед рассказывает особенности речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращает внимание родителей на трудности, с которыми возможно столкнется ребенок в процессе коррекционного обучения. Педагог-психолог, в свою очередь, исследует личностные особенности ребенка и консультирует родителей по результатам диагностического обследования, помогая скорректировать условия семейного воспитания.
Эффективным способом повышения родительской компетентности в логопедической работе является посещение родителями индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения у ребенка. Учитель-логопед демонстрирует и объясняет родителям, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, автоматизировать поставленные звуки в речи, дает рекомендации по развитию фонематического восприятия, пальчиковой гимнастики, психических процессов. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.
Средствами пропаганды логопедических знаний среди родителей является выпуск газеты, буклетов, оформление стендов и папок-передвижек в которых помещается речевой материал по различным лексическим темам, пальчиковые и подвижные игры, сопровождающиеся речевым материалом, а так же информация о развитии речи детей. Буклеты с данным материалом родители могут взять домой и спокойно изучить.
Помимо консультативных часов, свои вопросы в письменной форме родители могут оставить в «почтовом ящике», специально оформленном в логопедической группе. На основе этих вопросов планируются семинары-практикумы, заседания родительского клуба или оформляются информационные стенды.
В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нем подводятся итоги работы за первое полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения детей, определяются задачи и требования к речи детей в последующий период обучения. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. Для повышения интереса родителей, можно включить просмотр открытого фронтального занятия, на котором дети с помощью педагога продемонстрируют свои достижения. Таким образом, родители получат порцию теоретических и практических знаний в области коррекционной работы, познакомятся с демонстрационным и раздаточным материалом, пособиями, которые использует педагог в работе с детьми. Впоследствии, на семинарах-практикумах, педагоги учат родителей изготовлению и использованию различных пособий для занятий с детьми дома с целью развития речи, автоматизации звуков, или обучения грамоте.
На протяжении учебного года в работе с родителями используются ИКТ :
- демонстрации видеосюжетов театрализованных игр, фрагментов логоритмических занятий, сюжетно-ролевых игр;
- презентации на различные темы;
- размещение различного рода информации на сайте дошкольного учреждения;
- а так же оформление карточек с индивидуальными заданиями для домашней работы с детьми.
Такие карточки, или специальные тетради, родители получают еженедельно по пятницам. В них фиксируется содержание логопедической работы, и задания, которые необходимо выполнить с ребенком дома. Это нужно для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Ведение таких тетрадей является обязательным в логопедической группе. Родители получают необходимую информацию о том, как необходимо оформлять эту тетрадь и как выполнять данные в ней домашние задания. Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.
Используя материал в тетради, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, родители продолжат работу над развитием речи, зрительного и слухового внимание, памяти и мышления, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы.
Третье родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы. Дается анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, в школе). Организуется торжественный выпуск детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи.
Работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе логопедической группы, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.