Кирикова Наталья
Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию «Природа глазами ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию "Природа глазами ребенка"
Цель:
Повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Публикация «Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию „Природа глазами ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем Вас к сотрудничеству, и взаимодействию.
Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру.
Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
(далее беседа строится с опорой на презентацию, подкрепляю к своему рассказу соответствующий слайд.)
Экологическое воспитание что это? Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование. (анкета) Из 18 анкет ко мне вернулось 15. Проанализировав, получили результаты. (таблица). Выводы: Родители понимают важность экологического воспитания детей,но не все знают значение слова «экология»,не у всех есть представление о том, что изучает и чем занимается эта наука. Все вы понимаете необходимость знакомства детей с природой нашего края. Осуществляете это с помощью бесед, чтения познавательной литературы, в совместных прогулках на природе.
Параллельно я провела и диагностику у наших детей. (вопросы диагностики) Вопросы включали представление детей о 4 сезонах, об изменениях в природе со сменой времени года. Также знания о животном и растительном мире. Вот наши результаты. (диаграмма). По всем разделам дети показали средний уровень экологических знаний. Низкий уровень знаний в разделе «Растительный мир» и «Животный мир.» Дети понимают, что относится к живой природе, но не могут объяснить почему. Понимают, что природу нужно беречь, но почему объяснить не могут. Исходя из полученных результатов я наметила направления дальнейшей работы по этим разделам, а также группу детей с которыми необходимо работать индивидуально. Опираясь на итоги анкетирования, постараемся вместе составить алгоритм дальнейшей работы с ребятами в этом направлении.
Как это сделать? Какие методы и приёмы при этом можно использовать? Рассмотрим наиболее доступные, способствующие приобщению детей к природе. Среди них — наблюдения, художественное слово, игровая и продуктивно-творческая деятельность.
Непосредственные наблюдения в природе позволят ребёнку стать к ней ближе, оказаться лицом к лицу с чудесами живой природы, мысленно соединиться с лесом, рекой, небом… Таким образом, ребёнок впитывает красоту окружающего мира. Встреча с природой для него становится настоящим праздником, образцом для воспитания чувства меры и ответственности за своё поведение в природе.
Воспитатель : На первое место в ходе наблюдений необходимо ставить развитие и воспитание чувств. Не зря русская пословица гласит: «Не от еды дитя растёт, а от радости». Наблюдения должны стать для ребёнка неподдельной радостью, сказкой, игрой и сюрпризом. Достичь этого результата помогают произведения искусства. В частности, душевная мелодия.
Воспитатель : Помогает и поэтическое слово о природе.
Русский педагог Д. К. Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка. Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы, нам же остаётся донести его до детей». Детям нравятся сказки, стихи, загадки, песенки о природе. Рассказывайте им сказки по дороге в детский сад, магазин, придумывайте вместе стихи, загадки и песенки.
Сказки подпитывают интерес детей к родному языку и развивают фантазию. Стихи развивают память и ритмичность речи. Загадки учат мыслить, сопоставлять предметы и явления, развивают сообразительность.
Сейчас я хочу познакомить Вас с мероприятиями проведённые мною с детьми. ( опора на слайды: занятия, экскурсия, чтение экологических сказок).
Конечно это лишь малая часть мероприятий проводимых в дошкольном учреждении. При нашем тесном сотрудничестве мы с Вами можем воспитать экологически грамотных детей.
Сейчас я хочу предложить Вам немного поиграть,проверить свои знания о природе.
Объединяемся в 2 команды и устроим не большое соревнование.
Наше задании № 1:Игра «Ромашка»
Вам предлагается цветок ромашка, на лепестках которой размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и загадывать соперникам загадку.
Загадки:
1) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
2) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)
3) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
4) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)
6) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
7) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)
8) Искры небо прожигают, а до нас не долетают? (метеориты)
9) Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди — он все будет впереди? (горизонт)
10)Бежал по тропинке луговой - кивали маки головой; бежал по речке голубой - речка сделалась рябой. (ветер).
Следующее задание № 2: «Народная мудрость»(пословицы перепутались, найти начало и конец.)
Сломать дерево не долго / растить годы
Много леса не губи / мало леса береги
Зима морозная, лето жаркое / зима снежная, лето дождливое
В поле свез навоз / с поля хлеба воз
Подкорми птиц зимой / они отплатят летом добром
Не нужна соловью золотая клетка, / а нужна зеленая ветка
Весной дождь растит, / а осенью гноит
Весна красна цветами, / а осень хлебами
Рощи да леса / родного края краса.
Задание № 3: Видео вопросы от детей.
Наши ребята подготовили вопросы, на которые вы, родители должны ответить.
1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому что молодые)
2. Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная
смородина.)
3. Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)
(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)
7. Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой.)
Задание № 4: Ситуации с которыми сталкиваемся очень часто и как вести себя нам взрослым мы и попробуем проиграть.
1. Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.
2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
3. Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, - попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, -сказал Коля.
-От них, все равно, ни какой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1. Выводы по викторине.
2. Анализ поведенного собрания.
3. Предложение о создании семейных творческих работ:»Экологическая тропа»,»Птицы на кормушке.»,»Хвойные деревья».