Екатерина Гаврилкина
Из опыта работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!»
(0. Высоцкая)
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Публикация «Из опыта работы с родителями» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
На данный момент при работе в ДОУ (да и в любом образовательном учреждении, важно привлекать родителей к участию в работе детского сада. Но это очень тяжёлый, кропотливый труд. Педагогу нужно быть не только грамотным специалистом, но и очень чутким, тонким психологом, чтобы найти путь, достучаться до каждого родителя. А ведь часто бывает, что педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Опираясь на свой опыт-найдёшь подход к каждому ребенку-тогда и родителями будет намного легче сотрудничать. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
В моей работе я прибегаю к следующим формам работы с родителями :
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.
Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу стараюсь организовать компактной, но эффективной.
В наш век компьютерных технологий, первое взаимодействие-
Каждый день (в нерабочее время, я общаюсь с родителями по интернету (создан чат с нашей группой). Отвечаю на вопросы, высылаю фото детей, обсуждаем общие проблемы и достижения. Кроме того, мы договорились, что при проведении занятий, все важные моменты я буду описывать, давать рекомендации и советы, на что обратить особое внимание. И это очень помогает в работе.
В своей работе я поставила цели-
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для достижения целей-следующие задачи:
- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
Хочу представить некоторые занятия, досуги, проекты….совместно с родителями.
Общие и групповые родительские собрания.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Просто посидеть-послушать… Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Родители заранее готовят вопросы или тему обсуждения. Часто и сами выступают на собрании. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки.
Консультации.
При выборе консультаций для родителей я провожу тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбираю оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада, а также носят психолого-педагогический характер.
Совместная деятельность
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
Я выбрала форму, которая позволяет строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода. Речь идет о конкурсах поделок, которые проходят каждый сезон.
Прекрасное время года - зима! Замечательна она и тем, что пробуждает фантазию, воображение. Глядя на эту красоту, хочется творить. Особенно радует, что поделки выполнены вместе с родителями. Именно благодаря совместной деятельности родителей и ребенка закладывается творческая активность, обогащается внутренний мир малыша, реализуются его возможности.
Вместе с родителями мои детки создавали творческие и красивые поделки на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима!». Все участники получили призы и грамоты!
После летних каникул столько всего хочется рассказать, показать, поделиться впечатлениями! И мы решили сделать небольшой проект- «Летнее настроение». Дети, совместно с родителями искали свои летние фоторгафии, своими руками делали рамки, и подготовили рассказы о самых запоминающихся событиях!
Совместно с родителями была изготовлена стенгазета, посвящённая А. Барто. Но сначала мы просто хотели провести конкурс стихов по произведениям Барто, но родители и дети к каждому выученному стихотворению, стали приносить и рисунки! Вот и получилась такая замечательная газета! А конкурс чтецов удался на славу!
В работе с родителями я использовала активные формы и методы:
Традиционные:
- общие и групповые родительские собрания,
- консультирование, анкетирование родителей,
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,
- совместные экскурсии,
- праздники,
- дни открытых дверей,
- оформление информационных стендов, буклетов, выпуск газет, фото и художественные галереи.
Нетрадиционные формы общения с родителями :
- занятия с участием родителей,
- приглашение родителей-«Рассказ о своей профессии»,
- участие родителей в творческих конкурсах,
-Проект «Летнее настроение»
-Акция «Читаем вместе»
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект взаимодействия семьи и ДОУ.
Совместная подготовка к различным конкурсам, выступлениям и творчеству, сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. Было много восторгов и удивлений.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и, как ни странно-самым простым в организации.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Тесный контакт ребенка с членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Мы иногда собираемся вместе-ходим на экскурсии, или просто собираемся вместе гулять.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал : позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; увеличилось число родителей – лидеров; выросло и количество родителей – исполнителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Сами родители сплотились между собой и детьми. Стали чаще встречаться и за пределами сада.
На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве родителей, детей и педагогов ДОУ, повышается интерес к занятиям, творчеству, взаимовыручке и укреплению связей внутри семьи. Работа продолжается. Впереди еще множество совместных проектов!
Веселые, добрые праздники…. Вот и настал День святого Валентина. И мы в группе решили сделать друг-другу подарок. И решили все вместе поздравить всех с праздником. Выяснилось, что тех, кого мы любим-очень много! Как же их всех одарить? Вот и решили-сделаем мы дерево! Да необычное…
Дерево-символ благополучия и роста, а цветущее дерево-это признак не только дня влюблённых, но и скорого прихода весны. Вот и получилась такая красота-каждый ребёнок и его родители, бабушки, дедушки, братья….все, кто приходил в наш сад, делали сердечко (в знак бескрайней любви) и прикрепляли его на наше дерево! Даже те, кто не смог прийти в сад-через кого-то передавали сердечки! А детки выискивали своё, и всем показывали!
Дети тоже помнят о всех праздниках и не забывают поздравить своих родителей. Подарки бывают индивидуальными и групповыми.
Например, к празднику 23 февраля мы решили поздравить всех мужчин нашей группы. Родители искали фото пап, дедушек, братьев и детей-мальчиков. А мы все вместе потом рисовали плакат, наклеивали фото.
Особенно радовался дедушка-подполковник, которого мы решили поместить в танк!
А все ли знают профессии своих родителей? Часто мы приглашаем родителей деток к нам в группу, чтобы они показали и рассказали о своей профессии. На фото-мама-детский врач-стоматолог. Мама Юля показала и рассказала о такой важной профессии. Научила нас правильно чистить зубы. А еще мы сами поставили пломбу!
И стоматологов мы теперь не боимся!
А родители на праздниках тоже участвуют! Какая лисичка! Это новогодний утренник.
А волк? И совсем не страшный!
Спектакль «Муха-Цокотуха». Дети старались-готовили представление. А родители всем сделали костюмы! Получилось даже лучше, чем у «настоящих» актеров! А выступление в костюмах, которые делали всей семьей…. В них и выступать весело и радостно!
«Шляпная вечеринка».
А как вам шляпы, созданный руками детей и родителей?
Совместный поход с родителями в парк Новодевичьего монастыря. (правда родители постеснялись фотографироваться). Но все от прогулки получили массу впечатлений!
–
Наша традиция-отмечаем День рождения каждого ребёнка. Родители приносят вкусняшки, надувают шарики, стараются украсить зал или группу. А иногда и сами участвуют, изображая какого-нибудь героя…
Практически каждое совместное мероприятие заканчивается веселыми танцами, играми и песнями!
И это тоже уже вошло в традицию!
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве родителей, детей и педагогов ДОУ, повышается интерес к занятиям, творчеству, взаимовыручке и укреплению связей внутри семьи. Работа продолжается. Впереди еще множество совместных проектов!