Елена Саранова
Перспективное планирование работы с родителями воспитанников ДОУ
▼ Скачать
Работа с родителями. Цели, задачи, планируемые результаты.
Работа с родителями
Одним из важных принципов технологии реализации Программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошколь-ников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс сов-местного воспитания дошкольников (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы).
Публикация «Перспективное планирование работы с родителями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Цель взаимодействия –создание необходимых условий для установления доверительных и партнерских отношений с семьями воспитанников
и развития компетентности родителей.
В старшем дошкольном возрасте мы строим свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителя-ми воспитанников. Именно в этот период педагогом корректируются детско-родительские отношения, помогая родителям и детям найти общие инте-ресы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания мы уделяем развитию совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с родителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту лич-ностных достижений ребенка.
Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей – развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского со-общества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, совместно намечать перспективы развития детей группы. Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно связан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к шко-ле, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подго-товки к школе каждого ребенка.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
• Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – развитии любознательности, самостоятельности, ини-циативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
• Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы, развитию у детей умений безопасного поведения дома на улице, в лесу, у водоема.
• Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
• Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддержи-вать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.
• Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельно-сти (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе, развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое де-ло до конца.
• Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств у старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам ис-кусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
В старшей группе, учитывая формирующиеся образовательные запросы родителей, стремимся учесть их пожелания, узнать их возможности в совместном воспитании дошкольников. С этой целью проводятся беседы за круглым столом с родителями, анкетирование, опросы.
Такие методы позволяют выявить интересы и потребности родителей, полученные знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания, их возможности конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. Такая диагностика предваряет внесе-ние изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и поддержки семьи.
Для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей мы организуем разные формы взаимодействия - консультации, выставки, творческие гостиные. Беседуя с родителями старших дошкольников больше всего обращаем их внимание на развивающуюся самостоятель-ность детей, потребность в познавательном общении со взрослыми, признании своих достижений со стороны близких взрослых и сверстников, пока-зывая близким ребенка, что именно в старшем дошкольном детстве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим.
Для расширения представлений старших дошкольников о социальном мире мы помогаем родителям организовать с детьми игры - беседы о профессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. Совместная с педаго-гом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитательного опыта.
Осуществляя педагогическое образование родителей, учитываем развивающиеся возможности родителей и детей, помогаем родителям устанав-ливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспективы их будущей жизни. Для этого организуются встречи с родителями на тему: «Права ребенка и права родителей», «Знаете ли вы своего ребенка», «Развитие творчества у детей», «Приобщение детей к народным тради-циям», «Ребенок и компьютер», «Одаренный ребенок», «Тренируем пальцы - развиваем речь!» В ходе реализации образовательных задач мы исполь-
зуем такие формы, которые помогают занять родителю субъектную позицию – тренинги, анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеомате-риалов. В общении с родителями считаем необходимым актуализировать различные проблемные ситуации, в решении которых родители принимают
непосредственное участие. В ходе совместной деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков детей и взрослых, развитие их эмоциональной отзыв-чивости. Вместе с тем, необходимо помнить, что к старшему дошкольному возрасту у части родителей уже сложилась своя воспитательная тактика, появились свои достижения в развитии ребенка. Поэтому важно создать условия для презентации их педагогического роста – проведение родитель-ских встреч.
Планируемые результаты работы с семьями воспитанников:
• повышение педагогической компетентности у родителей;
• создание детско-родительских проектов по направлениям деятельности;
• овладение родителями педагогическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
• оптимизация детско-родительских отношений;
• формирование интереса у родителей к вопросам развития детей;
• обеспечение условий для активного участия в жизни детского сада.
План работы с родителями на 2021-2022 учебный год
Месяц Тема Форма мероприятий
СЕНТЯБРЬ
1. «Что нам новый учебный год готовит (Возрастные особенности и задачи развития в условиях ФГОС ДО. Безопасное детство)»
Родительское собрание
2. «Быть здоровым здорово и модно» Неделя здоровья
3. «Очарованье осени»Выставка поделок из природного материала
ОКТЯБРЬ
1. «Осень, осень в гости просим!»Подготовка атрибутов к празднику
2. «Осторожно Грипп» (Значимость прививки)
Консультация для родителей
3. Неделя психологии
Консультация педагога-психолога по запросу
НОЯБРЬ
1. «Я мой город» Фотовыставка
2. «День Матери» Концерт для мам
3. «Как научить детей читать» Консультация для родителей
4. «Ребенок у компьютора: за и против» Консультация
5. «Социоигровоая технология как условие успешной социализации
дошкольника» Родительский клуб
ДЕКАБРЬ
1.«Откуда новый год пришел» Консультация для родителей
2. «Мастерская деда мороза» Выставка новогодних поделок
3. «Новогодний карнавал» Совместная подготовка атрибутов к празднику
ЯНВАРЬ
1. «Папа, мама, я – читающая семья» Конкурс фотовыставка КВН
2. «Здоровье в наших руках» Консультация для родителей
ФЕВРАЛЬ
1. «Папы всякие нужны, папы всякие важны»Конкурс детских рисунков
2. «Аты-баты шли солдаты» Спортивный праздник совместно с папами
3. «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через подвижные игры с нестандартным оборудованием» Консультация
4. «В мире прекрасного» (художественно-эстетическое развитие)
Открытое занятие НОД
МАРТ
1. «Пробуждение природы» Выставка рисунков
2. «Моя мама молодая, как весна красивая» Праздник, посвященный женскому дню
3. «Широкая масленица» Развлечение
АПРЕЛЬ
1. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!» Памятка
2. «Неделя прививки» Консультация для родителей
3. «Земля – наш Дом!» Развлечение
МАЙ
1. «Победа. 77 лет спустя…» Выставка детских рисунков
2. «Чему мы научились за год» Творческий отчет