Марина Якурина
Работа с родителями.
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Публикация «Работа с родителями,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
2. Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и других специалистов (психолог, социальный работник, физ. инструктор, руководитель изостудии, мед. работники, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Приоритетным направлением в нашей работе считаю - педагогическое просвещение родителей дошкольников. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию.
3. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения вот некоторые из них:
Посещение семьи ребенка, День открытых дверей, Беседы (проводятся как индивидуальные, так и групповые, Консультации.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяц.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания
Семейные клубы. (нетрадиционные формы работы с родителями). Основываются они на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. И др.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Очень важно, чтобы требования, исходящие от окружающих ребенка людей и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
4. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Педагогически правильное ведение этих мероприятий позволяет эффективно координировать усилия родителей и воспитателей.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Постороннему, даже воспитателю, который обычно близок к родителю, трудно противостоять этому. Да и нужно ли? Стоит ли ломать эту традицию? А не лучше ли возвести ее в своеобразный принцип: пусть семья воспитывает детей, как хочет. Но она непременно должна хотеть и уметь воспитывать.
5."Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь" - эти слова из "Маленького принца" Сент-Экзюпери, на мой взгляд, выражают сущность работы воспитателя, и сущность материнской любви, и сущность всего нашего бытия, прислушивайтесь к своему сердцу, оно лучший наш помощник.
А. С. Макаренко писал: "Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
6. Воспитание именно в семье - это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение - дополнительная шлифовка, не более.
Личный пример родителей - это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.
Себастьяна Брандт:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
7. В группе «Ладушки» мы работаем второй год. Год назад нашему самому маленькому воспитаннику было 1 год 2 месяца. На начальном этапе нами была составлена анкета, в которой мы узнали о возрасте родителей, их хобби, образовании, об особенностях укладывания, кормления, количестве детей в семье и многое другое. Коллектив родителей на редкость подобрался добросовестный и заинтересованный во всех направлениях, которые касаются развития их деток. Практически каждый месяц, у нас запланировано какое-нибудь интересное мероприятие с родителями.
8. Конечно самое распространенное - Родительские собрания. Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать, т. к. непременно в процессе проведения собрания, используются либо философские высказывания мудрецов, либо какие-то притчи или народные мудрости, подобранные в соответствие с темой собрания. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и обсуждение, и консультация, и дискуссия, и развлечение и посиделки с чаем. Решающей задачей, которая ставилась нами на начальном этапе, было, конечно знакомство и сплочение родителей в коллектив.
9. Очень полюбилась такая форма проведения встреч, как развлечение совместно с родителями и детьми. По пожеланиям родителей, в январе (теперь уже решили закрепить в традицию, празднование «старого Нового года или Святок». На таких мероприятиях коллектив родителей имеет возможность раскрепоститься, побаловаться, посмеяться, поговорить за чашечкой чая, узнать друг о друге, сдружиться, стать настоящим коллективом. Стараемся помимо развлекательной темы, внести и элементы познавательного характера. Например, познакомить с обычаем колядования, при том моменте, когда приносятся сладости к чаепитию, или дыхательной гимнастикой, когда выпадает фант играющему, поговорками и народными мудростями, когда приходит момент гадания и т. д.
10. Очень интересно прошло у нас совместное физкультурное занятие детей раннего возраста с родителями «Как найти волшебные яблочки»
Задачи: 1. Обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
2. Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения.
3. Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместных игр.
11. А летом на Иван-Купала проводили праздник с мыльными пузырями, родители были в таком же восторге, что и дети.
12. Сегодня хочется показать еще одно направление, работа в проекте «Умные игры» совместно с родителями. Жизнь детей в детском саду интересна тогда, когда она насыщена событиями: занятиями, прогулками, играми. Особенно играми. Для родителей было подготовлено родительское собрание с м/м презентацией об истории игрушки, видах игрушек, их функциональном назначении, проведена небольшая дискуссия об игрушках и антиигрушках. Консультация о важности совместной игры с ребенком, обыгрывании игрушек. На родительском собрании «После трех уже поздно» было рассказано о важности периода до трех лет, в частности о развитии сенсорики, после которого родители решили принести каждый в группу по любой развивающей игре (на некоторое время- дети осваивают правила, игра начинает надоедать- отдаем домой, и вносим новую). К самостоятельному изготовлению игр, родители настроены позитивно, но как показала практика, им проще купить. Однако нам для изготовления игр они с радостью несут все, что не попросим: ткань, прищепки, зонтики, болты и гайки и т. д. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию игры, подготовленные в рамках проекта «Умные игры» на развитие мелкой моторики.
13. Всем давно известно, а тем более педагогам, воспитателям, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Сегодня вам будут представлены дидактические игры, предназначенные для детей младшего дошкольного возраста, но при небольшом усложнении заданий могут использоваться и в работе с детьми постарше. При изготовлении игр использовались знакомые и доступные материалы. Идея игр проста (т. к работаю я сейчас на 1 младшей группе, то игры соответственно подобраны ближе к этому возрасту) но т. же просматривается возможность совершенствовать и усложнять в соответствии с возрастом дошкольников, тематикой, целями. Возможно, некоторые игры станут отправной точкой на творческом пути коллег.
Предложенные игры помогают не только разнообразить предметную среду в группе, но и нетрадиционным способом развивают у детей познавательную и творческую активность.
Зачастую работа с семьей оценивается по количеству мероприятий, при этом совсем не анализируются их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, беседы с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.