Оксана Балыбердина
Работа с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В сборнике представлены материалы для работы с родителями детей, начинающих посещать дошкольное учреждение.
Предложенные консультации, советы и рекомендации помогут родителям в воспитании детей в период адаптации их к детскому саду.
Сборник адресован родителям воспитанников, воспитателям дошкольных учреждений.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям.
Публикация «Работа с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в сборнике представлены консультации и рекомендации, в которых затронуты темы, наиболее значимые для воспитания детей именно этого возраста. А также в помощь им представлены различные советы с соответствующими этому возрасту приемами воспитания.
Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни и испытывает множество трудностей.
Для того, чтобы облегчить этот период, сделать его менее болезненным и узнать об интересах, привычках детей, о состоянии их здоровья, о том, как ребенок спит, любит ли он играть, - в помощь воспитателям предлагаются анкеты.
КАК СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД
(несколько советов для родителей)
1. С самого рождения приучать ребенка к таким условиям и ситуациям, в
которых ему придется менять привычные формы поведения; дать ребенку понять, что вы его любите, но не можете уделять ему все свое время, потому что у вас есть другие важные дела; приводить в дом других детей, чтобы ребенок знал: он не один в мире маленьких, есть такие же и даже меньше.
2. Заняться закаливанием, чтобы иммунная система «не подкачала» и адаптационный процесс не прерывался.
3. Заранее узнать режим пребывания ребенка в детском саду и ввести новые режимные моменты дома.
4. Если есть возможность, следует как можно раньше познакомить малыша с детьми, посещающими детский сад, и с воспитателями группы.
5. Все волнующие вас проблемы, связанные с детским садом, обсуждать в отсутствии малыша. Он не должен знать, что детский сад стал для мамы и папы источником проблем.
6. Необходимо настроить ребенка как можно более положительно к поступлению в детский сад.
7. Следует подготовить ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему: это неизбежно потому, что он уже большой. Объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим: ему необходимо знать, что вы его любите.
8. Будьте спокойны и уверены накануне поступления ребенка в детский сад: все тревоги и переживания передаются ребенку.
9. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность оставлять его там не на целый день и даже сначала какое-то время побыть вместе с ним.
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, КОГДА ОН ВПЕРВЫЕ НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД
(рекомендации для родителей)
1. Старайтесь как можно раньше забирать ребенка домой, чтобы он привыкал к новому окружению постепенно.
2. Приложите все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для ребенка поступление в детский сад - стресс, поэтому, когда он приходит домой, необходимо создать все условия, чтобы дать отдых его нервной системе.
3. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости, сократите просмотр телевизионных передач: большой объем информации (а в детском саду, особенно в первые дни, её очень много) быстро утомляет ребенка, не позволяет ребенку мобилизировать свои силы, а это может спровацировать возникновение невроза.
4. Ваша обязанность - как можно раньше сообщить воспитателям, медсестре о личнностных особенностях малыша. Это позволит правильно организовать процесс адаптации, учитывая это строить общение с ребенком, а это в свою очередь, облегчит его адаптацию.
5. Одевать ребенка следует в соответствии с температурой в помещени группы. Его иммунная система в период адаптации ослабевает - любая инфекция может привести к заболеванию, которое прервет процесс адаптации, и после выздоровления ребенку снова придется проходить все заново.
6. Необходимо в выходные дни организовывать дома такой же режим, как и в детском саду.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕТСКОМ УПРЯМСТВЕ И КАПРИЗНОСТИ
(рекомендации для родителей)
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Заканчивается - к 3,5 – 4 годам.
- Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни. -Мальчики упрямее девочек.
- Девочки капризничают чаще.
- Если дети по достижении 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства, истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь нажиму ради своего спокойствия.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19 раз!
Что могут сделать родители?
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как данность.
- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат!
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
- Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!» Ребенку только это и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка!», «А что это там за окном ворона делает?». Подобные маневры заинтригуют и отвлекут.
КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?
(совет родителям)
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые.
Имеются в виду те игрушки, память о которых ребенок пронесет через всю свою жизнь, а, возможно, и подарит своим детям.
У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть.
В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, мишку, котенка, зайчика, существо близкое ему и понятное.
Поэтому, узнав о заветной мечте ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему по-настоящему.
И помните, при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.
Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими.
К 3-м годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы («Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо»). Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.
Анкеты для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок посещает детское учреждение. Мы хотим, чтобы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся па сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания.
Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
Анкета для родителей 1
1. Ф. И. О. родителей___
2. Имя ребенка, возраст___
3. Есть ли еще дети в семье? Возраст.
Да ___
Нет ___
4. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
Да ___
Иногда ___
Нет ___
5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?
Да ___
Иногда ___
Нет ___
6. Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Семья___
Социальная среда___
Детский сад ___
7. Ваш ребенок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить?
Да ___
Нет___
Не знаю___
8. Часто ли Вы реагируете на некоторые поступки ребенка «взрывом», а потом жалеете об этом?
Да___
Нет ___
Иногда ___
9. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение?
Да ___
Иногда ___
Нет ___
10. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
Да ___
Нет ___
СПАСИБО!
Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью выяснения, как Вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей.
Анкета для родителей 2
1. Ф. И. О. родителей___
2. Считаете ли Вы, что у ребенка есть творческие способности? Какие?___
3. Задает ли Вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей, спорт)? ___
4. Любит ли ребенок фантазировать? Каковы темы его фантазий или действий? ___
5. Пытается ли ребенок искать объяснение тому, что еще сам не понимает (события, вещи, явления природы и т. д.? ___
6. Изобретает ли собственные игры и развлечения? Часто ли использует вещи не по назначению? ___
7. Сочиняет ли рассказы или стихи? Рассказывает ли о пережитых впечатлениях, снах? ___
8. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку; чем и как занимается с ним. ___
9. Каким бы Вы хотели видеть будущее ребенка? Есть ли у Вас пожелания и предложения относительно его воспитания в детском саду? ___
Благодарим за участие!