Наталья Абашева
Работа с одаренными детьми. Академия Почемучек
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренный», способный»-эти слова довольно часто произносятся нами-педагогами,психологами, родителями.
Проблемы, связанные с развитием способностей и одаренности, все больше привлекают к себе внимание работников образования. И это естественно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию-гуманизации. Ведь развитие личности,ее достижения в жизни, самореализация тесным образом связаны с ее способностями, одаренностью.
Публикация «Работа с одаренными детьми, Академия Почемучек» размещена в разделах
Под способностями понимаются,как правило, такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий. Одаренность трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Одаренный ребенок-это ребенок, отличающийся очевидными,иногда выдающимися достижениями или имеющие внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности,интенсивность,выраженность и яркость которых выделяют его среди одногодок. Одаренный ребенок нередко выделяется особенной ранимостью. Ему со своей необычностью бывает нелегко среди сверстников. Не исключено,что признаки одаренности,проявляемые в дошкольном детстве могут постепенно гаснуть и наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. И способности и одаренность как проявляются,так и развиваются в деятельности,общении. И как бы не был одарен ребенок он нуждается в бережных и заботливых родителях и воспитателях. Очень важно пробудить имеющиеся задатки,заметить их проявление,правильно отнестись к ребенку.
Признаки одаренного ребенка дошкольника.
– опережение в развитии речи,мышлении своих сверстников;
– раннее проявление улыбки,раннее узнавание лиц,ухаживающих за ребенком;
– обладание значительной памятью;
– способность к длительной сосредоточенности,повышенный обьем внимания;
– высокий уровень активности;
– проявление любопытства,любознательности;
– проявление ранней увлеченности,постоянство в своих любимых занятиях,высокий интерес к содержанию решаемой задачи;
– самостоятельный выбор занятия,а не пассивное его принятие;
– активность,яркое воображение;
– восприимчивость к новому,необычному;
– стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия их высоким требованиям;
– высокий уровень обучаемости,явное получение удовольствия от этого процесса;
– чувство юмора;
– широта интересов;
– повышенная чувствительность,ранимость,сострадательность;
– самостоятельность,независимость,уверенность в себе;
– чувство справедливости;
Когда речь идет о детской одаренности,способностях,то чаще имеют ввиду музыкальную,изобразительную одаренность. Между тем,в настоящее время выявлены разнообразные виды человеческой одаренности,в их числе
– общая интеллектуальная одаренность;
– художественная одаренность;
– творческая одаренность;
– социальная (лидерская,коммуникативная)
– психомоторная.
Не так-то все просто и легко,когда в группе нестандартный ребенок,проявляющий признаки одаренности. Трудно если подобный малыш остается непонятым и непринятым таким,какой он есть,со всеми его особенностями. Овладение воспитателем личностно-ориентированным подходом к ребенку,психологической культурой способно в значительной степени изменить ситуацию,окрасить ее в иной цвет-в цвет радости,счастья от общения с чудом,открытым миру,»раскрывающимся»развивающимся у тебя на глазах от сознания причастности к этому.
От педагогов требуется :
педагогический такт;
проявление гибкости во взаимодействии между педагогами и родителями,согласованность в действиях,сотрудничество;
проявление уважения к ребенку и его родителям;
готовность и способность оказать помощь родителям и детям в процессе взаимодействия.
Основные направления работы педагога-психолога в работе с одаренными детьми.
• Укрепление и поддержание психологического здоровья детей,содействие педагогам в создании безопасной атмосферы,эмоционального комфорта в группах
• Развитие мотивации ребенка-углубление интереса к человеку,его внутреннему миру, повышение уровня самовосприятия детей, формирование у детей позитивной Я-концепции.
• Развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей, невербальных средств общения.
• Развитие социального и эмоционального мышления детей
• Развитие творчества, креативности в общении.
• Развитие организаторских способностей и одаренности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
педагога-психолога по выявлению и развитию способностей дошкольников.
1. Диагностический блок:
Индивидуальное психологическое исследование:
-личности ребенка,
-социального интеллекта;
-общения детей;
-межличностных отношений дошкольников;
-анализ результатов психологического исследования;
-рекомендации педагогам,родителям по результатам психологического исследования.
2. Разработка индивидуального маршрута развития способностей дошкольников.
3. -Консультации для педагогов и родителей:
Одаренный ребенок — каков он?
Принципы работы с одаренными детьми.
Оказание поддержки в развитии способности и одаренности ребенка.
4. Мероприятия с детьми.
ОКТЯБРЬ — цикл занятий «Сказочники»
НОЯБРЬ – цикл занятий «Песочные фантазии»
ДЕКАБРЬ- цикл занятий «Путешественники»
ФЕВРАЛЬ - цикл занятий «Исследователи»
МАРТ - цикл занятий «Художники»
АПРЕЛЬ -Итоговое мероприятие АКАДЕМИЯ ПОЧЕМУЧЕК»
Итоговое занятие Академия почемучек»
Дети входят в зал подзвуки песни»Это очень интересно»(муз. С. Никитина. сл. Ю. Мориц)
Ведущий:Дорогие ребята,уважаемые родители,гости!Сегодня открывается академия почемучек» Мы пригласили умных,талантливых детей,которые расскажут о своих друзьях,увлечениях,поведают о тайнах космоса,природы.
Представление участников:
Дети: Я хочу узнать об этом очень,
Но никто не скажет как назло,
Почему темно бывает ночью?
Почему бывает днем светло?
Почему мы любим то,что вкусно?
Почему в реке вода?
Почему без друга грустно-грустно?
Почему с ним весело всегда?
Спрашивала всех я терпеливо,
Но никто сказать не хочет мне
Почему растет на ветке слива?
А морковка прячется в земле?
Мне хотя бы раз ответил кто-то
На мое простое «почему»?
Почему смеяться всем охото?
А вот плакать вовсе никому.
Ведущий:Настал час больших секретов
Сто вопросов,сто ответов.
Все готовимся к нему,
Отвечать на почему.
И так, Академия почемучек открывается (гонг)
Приглашается участник №1-Он расскажет нам о своем увлечении-хоккее!
Приглашается участница №2,которая расскажет нам о временах года!
Приглашается участник №3,он расскажет о своих творческих работах!
Приглашается участница под №4,которая ответит на вопрос -почему собака-друг человека?
Приглашается участник №5, который мечтает стать гонщиком!
Приглашаются участники №6 и №7 они поведают нам тайны космоса!
Участник под №8 расскажет нам о своих коллекциях,которые он собирал с самого раннего детства!
Молодцы,ребята! Замечательно выступили!
А сейчас предоставим слово научному руководителю Академии почемучек.
Награждение! Круг почета (участников,родителей)