Ольга Савченко
Консультация «Работа с молодыми педагогами»
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.
Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих воспитателей, задачей которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
Публикация «Консультация „Работа с молодыми педагогами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сегодня данное направление работы актуально для дошкольного образования. Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты :
• с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
• неадекватно оценивают свои возможности;
• имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
В рамках работы с молодыми воспитателями в отделении дошкольного образования Лицея №27 используются различные формы и методы. Это обучение на рабочем месте, осуществление практики наставничества, работа школы молодого педагога, участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города, самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы, обучение на курсах повышения квалификации, методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.
Одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе является метод моделирования и анализа методических ситуаций. Он помогает найти обоснованное решение возникающих проблем, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу. В ОДО регулярно проводятся семинары-практикумы, деловые игры, предусматривающие коллективную деятельность, направленную на обучение, воспитание и развитие педагогов с использованием моделей, имитаций, ролей. Деловые игры позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.
Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное - молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы. Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.
Свой опыт работы мы представили в рамках городского семинара для старших воспитателей ДОУ «Работа с молодыми специалистами», который прошел в конце октября на базе отделения дошкольного образования МБОУ «Лицей №27 им. Героя Советского Союза И. Е Кустова» г. Брянска.
В ходе семинара были рассмотрены теоритические аспекты организации работы школы молодого педагога и практический материал «Речь воспитателя в работе с детьми», «Методы оптимизации эмоционального состояния воспитателя».
Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в ДОУ, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.