КОТОВА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Консультационно-просветительская работа с педагогами по адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Консультационно-просветительская работа с педагогами по адаптации к детскому саду
Причины трудностей адаптации детей к новым условиям жизни.
1. Возрастные особенности детей: неумение приспосабливаться, высокая ранимость детского организма как следствие его морфологической и функциональной незавершенности. Из-за повышения работоспособности нервной системы детей раннего возраста необходимость резкой смены способа жизни, что требует большого нервного напряжения, появляется состояние психического стресса.
Публикация «Консультационно-просветительская работа с педагогами по адаптации к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Высокая эмоциональность, эмоциональная впечатлительность детей раннего возраста, особенно в период разрыва с родителями (мамой). Родители тоже испытывают волнение и негативные эмоции, которые чувствуют сильно дети.
3. Индивидуальные особенности каждого ребенка – состояние здоровья, особенности типа нервной системы (сила, движение, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, разные условия жизни и воспитания.
4. Отличия в общении ребенка с близкими, незнакомыми взрослыми до момента поступления в детский сад. Чувство страха, недоверия возникает вследствие отсутствия опыта общения с посторонними людьми.
5. Низкий уровень развития речи ребенка, ему трудно высказывать свои желания, что способствует непониманию воспитателем потребностей ребенка, отсюда - нарушение психофизического и эмоционального комфорта ребенка.
6. Отсутствие у ребенка привычки выполнять доступные требования и указания взрослых, нет опыта участия в совместной со взрослыми деятельности.
7. Нет самостоятельности игровых действий. Долгая игра отвлекает малыша от мыслей разлуки с близкими взрослыми, способствует лучшему привыканию к обществу. А у них только примитивные манипуляции с игрушками, что не способствует легкой адаптации детей к новым условиям.
Особенности педагогического подхода к детям с трудной формой адаптации.
Как показывает практика, трудная форма адаптации чаще встречается в семьях, где родители чрезмерно переживают за своих детей, их пребывание в детском саду. Они не имеют представления о психологических трудностях в период адаптации, а главное для них – это укрепление здоровья ребенка.
В таких семьях родители общаются очень эмоционально, слишком балуют своих детей. Ребенок почти не спит, чаще находится на руках или коленях у взрослых, которые готовы удовлетворить его любое желание. При этом малыш постоянно чувствует себя центром внимания и заботы в семье. Он даже не имеет представление о запретах и необходимости выполнения требований взрослых. Взрослые не организовывают целенаправленное речевое общение с ребенком, не обращают внимания на формирование его игровых умений, ограничивают контакты ребенка с посторонними людьми в связи с тем, что боятся за здоровье ребенка, боятся инфекций.
Такой воспитательный подход способствует возникновению тесной эмоциональной привязанности детей к членам семьи, острой потребности в постоянном присутствии близкого человека, его внимании. При поступлении в детский сад он глубоко переживает разлуку с родителями, это проявляется в мимике малыша, что отражается в неуверенности, страхах.
Ребенок хочет бежать в том направлении, куда пошли родители. Малыши постоянно оглядываются, подходят к окну или дверям, ждут близких, зовут их. Целый день в детском саду плачут.
Независимо от начального уровня развития речи, у этих детей в период адаптации резко снижается речевая активность, тормозит развитие речи. У некоторых детей стрессовое состояние, переживания с родителями способствует состоянию нервно-психического торможения. Такие дети не кричат, не плачут в незнакомом месте – они или просто замирают на месте, или ритмично раскачиваются из стороны в стороны. Малыши теряют интерес к окружающему: в острый период адаптации не обращают внимание на людей, детей, красивые игрушки.
Такая адаптация имеет 2 формы :
1. Наблюдаются стойкие расстройства эмоционального состояния (негативные, резкое снижение всех видов активности (речевой, игровой, двигательной). При этом нарушается сон, ухудшается аппетит, появляются вегетативные расстройства. И в конечном итоге – долгое заболевание ребенка до 2-3 недель с осложнениями (бронхит, пневмония, отит). Общее состояние нормализуется только через 2-3 месяца.
2. Возникновение частых простудных заболеваний из-за отсутствия ярких перемен психического состояния. Здесь период адаптации продолжается до 3 месяцев.
Эти две формы негативно отражаются на показаниях нервно-психического развития и состояния здоровья детей.
Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни?
1. Взрослые должны приложить усилия, чтобы ребенок перестал бояться детского садика, появилось доверие к воспитателю. Установление позитивного контакта между родителями и воспитателями.
2. От эмоционального состояния взрослого педагога в момент разлуки ребенка с родителями, его форм и содержания общения с родителями, зависит эмоциональное поведение малыша в течение дня пребывания в период адаптации. Ребенок боится не только новых взрослых, но и новой обстановки. Поэтому стоит использовать метод – экскурсия-просмотр группового комплекса с рассказом воспитателя о жизни детей в детском саду, используя при этом игровой момент: красивую игрушку.
3. Воспитателю в период адаптации стараться удерживаться от негативного оценивания поступков детей. Находить индивидуальный подход к детям с высокой эмоциональной чувствительностью. Чаще педагоги обращают внимание на негативное поведение детей, но постарайтесь обращать внимание лучше на те ситуации, где ребенок заслуживает похвалу. Новичка стоит хвалить даже за незначительные проявления самостоятельности, чувствительности к другим детям, достижения в продуктивных видах деятельности.
4. Замечания стоит высказывать добрым, спокойным тоном, при этом выражать уверенность, что дальше ребенок будет действовать правильно.
5. Воспитателям необходимо формировать речевые навыки у детей – постоянно расширяйте словарный запас детей названиями окружающих предметов, бытовых ситуаций, действий, анализируйте речь, подталкивайте к высказыванию слов, предложений. Формируйте элементарные игровые действия у детей. Все это проводите поэтапно: на первом этапе знакомьте с названиями разных игрушек и действий с ними (малыши должны знать, как с одной игрушкой можно играть по-разному); на втором этапе – знакомьте со способами выполнения игровых действий с разными игрушками; на третьем этапе – давайте возможность ребенку самостоятельно выполнять действия с игрушками и при этом старайтесь хвалить ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ:
«Как эффективно взаимодействовать с родителями детей раннего возраста».
1. Попробуйте планомерно и постепенно заполнять группу (по 2 ребенка в неделю).
2. Каждый день осуществлять контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка. Во время посещения родителями детского сада выходите им навстречу.
3. Предложите родителям посмотреть группу, игровую комнату, обратите внимание на игрушки, книжки, которые есть в группе, покажите шкафы, куда дети вешают свою одежду.
4. Обязательно познакомьте родителей с режимом дня в детском саду.
5. Выясните самые яркие особенности и привычки ребенка: как называют его дома, что ребенок любит делать, какие особенности его поведения.
6. Общаясь с родителями, расскажите правила детского сада, знакомьте с режимом дня, с требованиями к ребенку.
7. Проводите родительские собрания.
8. Помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка.
9. Приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ:
«Как наладить контакт с ребенком при первой встрече»
1. Нельзя отрывать ребенка от матери, если хотите создать благоприятные условия для адаптации ребенка в детском саду.
2. В присутствии ребенка войдите в эмоциональный контакт с близким ему человеком, например, с мамой. Дружно разговаривайте с ней, иногда смотрите на ребенка, но не делайте никаких попыток с ней заговорить.
3. Разговаривая с мамой, улыбнитесь иногда ребенку, спросите маму: «А кто это такой хороший? А кто это такой красивый? А как же его зовут?».
4. Подойдите к ребенку вместе с мамой, назовите его имя и улыбнитесь. Попробуйте получить улыбку в ответ – позволение на контакт. Если ребенок вам улыбнулся, можно переключить внимание с мамы на ребенка, но пока еще не берите ребенка на руки.
5. Сделайте понятный ребенку жест: «Иди, иди ко мне!». Если ребенок протянет к вам руки, присядьте на уровень его глаз, улыбнитесь, посмотрите в глаза, назовите ласково его имя.
6. Спросите: «Пойдешь ко мне?». Сделайте понятный для ребенка жест – предложение на руки. Если ребенок протягивает руки – вы имеете право на контакт.
7. Возьмите ребенка на руки, погладьте по спине, плечам, голове легкими движениями. Еще раз назовите ребенка по имени, а потом спросите: «А где наша мама?». Возможно ребенок захочет перейти на руки к маме. Если ребенок останется у вас на руках, мама должна представить вас ребенку: «А где же тетя Надя?». Положив руку вам на плечо, должен ответить: «Вот тетя Надя! Хорошая тетя Надя!».
8. Не целуйте ребенка в лицо, губы, шею.
9. Оставшись с ребенком, сначала наладьте контакт с ним, а потом обращайте внимание ребенка на яркие игрушки и на других детей.
10. Будьте терпеливыми, сохраняйте доброжелательное настроение в течение всего рабочего дня.
11. Обязательно выводите детей на прогулку.
12. В будущем, во время адаптации, чаще берите ребенка на руки, это очень важно для его эмоционального состояния, это залог формирования чувствительного ребенка. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать.