Ольга Бартенева
План-конспект занятия с молодыми педагогами «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я - воспитатель»
ЦЕЛЬ : актуализация профессиональных трудностей, с которыми сталкивается молодой педагог в период адаптации.
ЗАДАЧИ
1. Определить проблемные зоны у участников в профессиональной деятельности.
2. Формировать профессиональные навыки по взаимодействию с участниками образовательного процесса.
3. Способствовать созданию атмосферы сотрудничества в группе педагогов.
Материалы и оборудование:
1. Коробки - 2 шт.
2. Карточки с надписями ребенок, родители и воспитатели.
3. Разноцветные ленты - 5 шт.
4. Разноцветные жгуты - 3шт.
5. Конструктор с шестеренками - 1шт.
Публикация «План-конспект занятия с молодыми педагогами „Я — воспитатель“» размещена в разделах
6. Фото с изображением сказочных героев.
Ход занятия:
1. Приветствие
Цель использования: эмоционально-психологический настрой.
«Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы с вами обратимся областям, которые являются проблемными для молодого педагога.
И так, вы получили образование, пришли работать в детский сад и уверены, что ничего сложного нет, а на самом деле, не все так гладко.
2. Основная часть.
Перед нами механизм, который символизирует Детский сад, но чтобы он заработал, ему не хватает нескольких деталей.
Я буду загадывать вам загадки, а отгадав их, мы постараемся определить те направления в которых вам предстоит развиваться. А так же постараемся запустить наш механизм.
Загадка №1
Ласкатели, хвалители,
Купители, дарители,
А иногда сердители,
Ругатели, стыдители.
Кто это? (Родители)
Верно, родители. Чего же не хватает молодому педагогу при взаимодействии с родителями? В чем возникают разногласия между родителями и воспитателями?
А в том, что их взгляды часто не совпадают. И ребенок не знает в какую сторону ему идти, как дальше развиваться. С одной стороны располагаются воспитатели со своими требованиями. С другой - родители со своими взглядами. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям и тех, и других.
Давайте посмотрим на это со стороны.
Упражнение «2 коробки»
Для начала выберем кто из вас какую роль будет играть. (Выбирают карточки)
Перед вами 2 коробки. Пусть ребенок встанет правой ногой в одну коробку, а левой в другую. Родитель и воспитатель встают по бокам от него и ставят одну ногу в соответствующую коробку. Так как взгляды на воспитание разные, педагог смотрит в одну стороны, а родитель в другую.
Получается двигаться? (Варианты ответа: нет)
А теперь, давайте двигаться в одном направлении. Постарайтесь пройти хотя бы несколько шагов вместе вперед.
Вопросы для обсуждения:
• Почему не получилось двигаться в первый раз?
• Кому из участников было наиболее сложно?
• В каком случае ребенку двигаться легче и увереннее?
Какой вывод можно сделать?
Будьте едины в требованиях к ребенку.
Вот деталь, которая отвечает за взаимодействие с родителями.
Загадка №2
Нам на месте не сидится.
Мы хотим весь день играть.
Бегать, прыгать, веселиться
И по комнате скакать. (Дети)
Не имея опыта работы, сложно найти подход к каждому ребенку.
Предлагаю выбрать, кто на этот раз будет ребенком. (Выбирают карточки, одному попадается изображение с ребенком и он садится на стул).
А вы будете воспитателями.
Часто детям, которые нас не слушают, мы ставим запреты, ограничивая их в чем-либо.
Давайте посмотрим, что из этого получается.
Подходя к нашему «ребенку», говорите, что ему нельзя делать, при этом лентой завязывайте ту часть тела, которой касается запрет.
Если ребенок бегает, или мы боимся что он убежит - мы говорим «Не бегай!»
Если начинает все хватать, разбрасывает игрушки - мы говорим «Не трогай!»
Если ребенок не спит во время тихого часа - мы говорим «Закрой глаза!»
Если кричит, громко разговаривает - «Не кричи!»
Если ребенок, слушает то, что говорят взрослые - мы говорим «Не подслушивай!»
Говоря запреты, участники лентой завязывают ту часть тела, которой касается запрет. Например: «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.
Посмотрите на этого ребенка. Сможет ли он в этом состоянии общаться со сверстниками и полноценно развиваться? Все эти слова-запреты негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс. Давайте попробуем освободить нашего ребенка.
Какими фразами можно заменить слова-запреты:
«Не кричи»? – «Говори спокойно».
«Не бегай» - «Будь осторожен».
«Не трогай!» - «Возьми что-то одно, что тебе интересно».
«Закрой глаза!» -
«Не подслушивай!»-
Для этого каждый участник развязывает ленту, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, фразу, которая заменяет запрет.
Вместе мы нашли варианты как запрещать - не запрещая.
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда ограничивали вашу свободу?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль педагога:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
Подведем итог. Запрещая ребенку познавать окружающий мир, мы мешаем ему развиваться.
Вот деталь, которая отвечает за взаимодействие с детьми.
Представим, что мы поработали с детьми, настал тихий час, мы всех уложили спать. Что можно сделать воспитателю, чтобы снять эмоциональное напряжение и немного расслабиться. В этом нам помогут кинезиологические упражнения.
Упражнение «7 свечей»
Сядьте поудобнее, представьте, что перед вами на столе стоит 7 свечей. Сделайте глубокий вдох, задержка и на выдохе тушим по очереди 7 воображаемых свечей. (Повторить 3 раза)
Загадка №3
Не пускают маму в сад?
Не грусти, приятель.
Вместо мамы у ребят
В группе воспитатель!
(Воспитатели, коллектив)
Речь пойдет не просто о воспитателях, а о коллективе в целом.
Народная мудрость гласит: «Одной рукой и узла не завяжешь».
В любом коллективе важно сотрудничество, поддержка и взаимопонимание.
Чтобы почувствовать это, предлагаю выполнить следующее задание.
Упражнение «Заплети косу»
Возьмите по одному жгуту и вместе заплетите косу не выпуская его из рук.
Помните, вы единый коллектив, команда.
• Что помогло вам выполнить задание?
• Как Вы считаете насколько важна взаимопомощь в коллективе?
• Насколько ваша команда работала слаженно?
Какой вывод можно сделать? Только совместная и слаженная работа может привести к результату.
Вот деталь, которая отвечает за слаженную работу в коллективе.
Посмотрим, работает ли наш механизм? (Включить механизм)
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
• Что для вас было новым, полезным и важным?
Сегодня мы определили основные направления в которых вам предстоит развиваться как профессионалу, а так же запустили механизм под названием «Детский сад».
Спасибо большое. До свидания.