Жанна Казанцева
Работа с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть метод проектов.
Публикация «Работа с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в конце 19 века в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так же его учеником В. Х. Кильпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через сознательную активную деятельность ученика. Кильпатрик охарактеризовал метод проектов как деятельность, выполненную, от всего сердца с высокой степенью самостоятельности детей, объединённых общим интересом.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности и опирается на его собственный опыт. Работая в логопедической группе, я заметила, что для детей, речь которых развита недостаточно хорошо, характерна инертность, стереотипность мышления, что не всегда позволяет полностью решить вопросы коррекции.
Проблемное обучение - приём, позволивший мне разрешить возникшее противоречие, а способом введения его в педагогический процесс стал метод проектов. При проблемном обучении ребёнок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребёнка. Активное включение детей в исследовательский и творческий виды деятельности, учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать с педагогом. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным проявлениям детей. Ребёнок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него появляется уверенность в собственной компетентности. Дети активно соучаствуют в процессе отбора информации, поиска путей решения проблемы, при этом внутри проекта, на каких- то этапах, дети могут осуществлять и исследовательскую, и продуктивную, и учебную виды деятельности, но все они являются связанными между собой компонентами единого плана, исполнение которого ведёт к созданию продукта. Появление материального социально значимого продукта является обязательным условием проектной деятельности с детьми. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать ЗУНы на занятиях, а личностные качества на психологических тренингах. В процессе грамотно организованного проектирования всё это формируется как бы исподволь, незаметно для ребёнка, увлечённого решением актуальной проблемы, положенной в основу проекта.
Проект «Загадки народных узоров»
В ходе проекта «Загадки народных узоров» дети не только познакомились с русскими народными промыслами, но и на каждом из этапов проекта находили в природе растение или животное, ставшее основой рисунка, и сравнивали его с созданным художником образом. Проект осуществлялся поэтапно и включал в себя экскурсии, выставки художественных работ, детское творчество – стилизацию любимых растений и животных, составление узоров, выполнение росписей в открываемых детьми стилях. Итогом проекта стало объединение детских рисунков и создание альбомов «Загадки народных узоров» и «Весёлая клумба».
Проект «Летопись моей семьи»
Позволил мне максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир собственного ребёнка. В результате взрослые и дети стали ближе друг к другу.
В проект вошли три подпроекта:
Первый «Экологическая кухня» его участники решали такие вопросы: Как питается ребёнок? Что значит экологически чистый продукт? Разрабатывали праздничное меню для детского стола.
Осуществляя работу над проектом «Чудо - дерево» дети и родители смогли вместе изучить родословную своей семьи, составляя генеалогическое дерево. Семья для ребёнка – это мир, в котором закладывается основы отношения к людям. Семья – это род, а
символом рода всегда считалось дерево. Составляя своё генеалогическое дерево вместе со своими родителями, ребёнок начинает понимать и осознавать, что он принадлежит к целому роду. Во время этой работы дети усвоили такие понятия как «род», «родословная», «предки». На каждую веточку наклеивались фотографии предков, если таковые отсутствовали, ребята самостоятельно рисовали портреты прабабушек и прадедушек так, как они себе их представляют по рассказам родителей.
Итогом проекта стали совместные посиделки с родителями «Тепло родного очага», во время которых, ребята смогли продемонстрировать получившиеся у них работы.
Так же дети приносили семейные реликвии и рассказывали историю этих предметов. Вечер воспоминаний доставил удовольствие не только детям, но и взрослым, которые смогли окунуться в атмосферу детства, вспомнить весёлые случаи и любимые игры.
Целью третьего подпроекта «Животные в истории моей семьи» было не только узнать родословную своей семьи, но и животных, которые были друзьями еще бабушек и дедушек. Дети рисовали животных со слов своих близких. Акцентировать внимание детей на увиденном, стимулировать их наблюдательность и активность, в пополнении собственного опыта наблюдений, а так же вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей помог подпроект «Коллекция увиденных животных». Вместе с родителями дети собирали фотографии животных: это были фото домашних любимцев, животные из цирка и зоопарка.
Итогом проекта стало создание альбома «Зверьё мое». Оформляя альбом, ребята обратили внимание на то, что больше всего фотографий они собрали о кошках и собаках - это послужило поводом для создания плакатов «Дог Шоу» и «Кот Шоу». Ребята не только самостоятельно вклеивали фотографии, но и делали подписи к ним.
Проект «Зеленая аптека»
Работу над проектом я начала с познавательной игры во второй половине мая. Этот период времени интересен тем, что именно в эту пору природа «оживает» - все покрывается зеленью, появляются полевые и луговые цветы. Этим моментом я и воспользовалась для ознакомления детей с наиболее распространенными лекарственными растениями. Игра в помещении – была только началом для деятельности юных травознаев: их знания и умения проверялись, и закреплялись на практике.
Для этих целей в нашем дошкольном учреждении оборудована экологическая тропа, на которой представлены растения наиболее распространенные в нашем крае.
Так в ходе подпроекта «Душистая мята» дети познакомились с лекарственными свойствами этого растения и узнали о том, что оно используется в приготовлении не только лекарств, но и всеми любимых леденцов, пряников и мятной пасты.
Знакомясь с лекарственными свойствами подорожника и шиповника, дети так же узнали о пользе, которую приносят эти растения. Итогом этих подпроектов стали информационные плакаты «Зеленый доктор» и «Шиповник-красный доктор». В ходе сбора информации для данных плакатов у детей появилась уверенность в собственной компетенции, и они решили сначала проверить свои знания у медсестры нашего детского сада, а потом поделиться ими с ребятами из других групп.
В ходе подпроекта «Календула лекарственная»дети имели возможность проследить за изменением внешнего вида растения на разных этапах его развития. Дневник наблюдений за ростом календулы лекарственной дети предложили оформить в виде учебного плаката, позволяющего проследить за изменением внешнего вида растения и подарить его детям средней группы.
Итогом проекта стали информационные плакаты о целебных свойствах подорожника и шиповника. А так же книжка «Полезные сорняки», в которой были собраны рисунки, фотографии и стихи о лекарственных растениях.
Проект «Осеннее настроение»
В ходе данного семейного проекта дети вместе с родителями смогли проявить творческую фантазию, попробовать новые способы соединения частей поделки, так как в детском саду ребята осваивают только простейшие способы из-за невозможности работать с острыми режущими и колющими предметами.
После проведения выставки детских работ, я попросила детей рассказать о том из чего и с кем они изготовили поделки. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти новым словам - он будет напрасно мучиться. Но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их налету» Поэтому, чтобы облегчить детям задачу в составлении рассказа я придумала знаки-символы обозначающие:
- где была взята идея для поделки (интернет, книга, придумана самостоятельно)
- с кем из членов семьи она была выполнена
- где был собран природный материал (в лесу, в парке, на море)
- какой конкретно природный материал был использован для создания поделки.
В результате у детей получились схемы-модели рассказов при помощи, которых ребята без затруднений смогли составить рассказы.
Таким образом, апробация метода проектов показала, что с его использованием эффективность процесса воспитания (в моём случае экологической культуры) возрастает.
Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.