Галина Хощенко
Работа с детьми в постэкстремальный период
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми
в постэкстремальный период
У ребенка, как и у взрослого, по мере развития его личности повышается способность к произвольной саморегуляции и самоконтролю. Что стоит за этими понятиями? Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевного и физического начал.
Темочки:
Сложность жизненных условий стимулирует желание родителей быстрее увидеть своих детей взрослыми и самостоятельными. В результате не учитываются их возрастные особенности. Родители чаще всего читают ребенку нравоучения, внушая чувство неполноценности, дают инструкции, чем делают его, наоборот, несамостоятельным, а также щедро «одаривают» массой запретов. Способствует ли это повышению произвольности, сознательности, самоконтроля?
Соблюдение запрета из страха – это форма самозащиты от опасностей социума. Послушание родители часто принимают за хороший самоконтроль ребенка, хваля его за это. Тогда как естественнее было бы радоваться тому, что он сохраняет непосредственность чувств, необузданность желаний, собственную логику суждений и поступков. Сама природа определила свойство детства – отсутствие возможностей легко управлять собой, растянув на длительное время созревание механизмов произвольной саморегуляции. и если бы большинство взрослых это понимали, то могли бы сделать счастливее жизнь свою и своих детей.
Если учитывать возрастные особенности ребенка, то работа по стабилизации эмоционального состояния почти целиком зависит от взрослых, которые его окружают. Понимание и принятие дошкольника со всеми его естественными качествами – непроизвольностью, несознательностью, бесконтрольностью и непосредственностью – освобождает его от его эмоциональных перегрузок. Взрослый может быть с ребенком на одном уровне лишь тогда, когда он играет с ним в детскую игру. В остальное время воспитатель и родитель дополняют отношение с ребенком своей взрослой ответственностью, произвольностью и разумным контролем, а не требуют от ребенка таких качеств. Если психологу удалось донести до взрослых эту простую мысль, то проблем с организацией постэкстремального пространства дошкольника не будет.
Принципы проведения работы
В кризисных условиях необходимо придерживаться общих принципов проведения коррекционно-развивающей работы, без соблюдения которых она может стать формальной. Перечислим их.
- Не навязывайте себя никому, в том числе и детям. Если по каким-либо причинам детям не понравились занятия, значит отложите их до лучших времен и постарайтесь понять, что вы сделали не так.
- Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! В ходе занятия с детьми (или одним ребенком) могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получится. Продолжайте вести занятия, как будто ничего не произошло, переключите внимание, успокойтесь. Потом поразмыслите над произошедшим, чтобы понять причины.
- Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают протест или негативную реакцию.
Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка - просто не воспринимайте незрелые формы его реакций. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.
- Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции во время занятий с ними. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию, - и они невольно будут влиять на состояние детей, заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может свести на нет положительный эффект занятия. Настраивайтесь перед контактом с детьми, запасайтесь добрыми чувствами к ним, заражайте их радостью, светом, теплом!
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Вы такой же участник занятия, как и дети: так же ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ногой. Вы – образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают дети.
- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, помочь, подбодрить. Избыток вашего внимания или оценки – как отрицательные, так и положительные – способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит, навредить ему. Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: «не так, не такой, не туда» и т. д. Им трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого не будет ни психического здоровья, ни гармоничного развития.
- Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. Например, сказать «как сияют глазки у Колиного зайчика» или похвалить, что «руками Коля очень правильно показывает», предпочтительнее, чем заметить, что «зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля». На занятиях в режиме естественного поведения детей не может быть правильных и неправильных действий: у них все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, дети не должны бояться получить порицание, осуждение.
- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.
Помните что главное – не результаты достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которых неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике и движениях. Только тогда механизм подражания у детей срабатывает эффективно. Они сами выберут себе пример для подражания - кому что придётся по душе.
- Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как не парадоксально, это тоже может навредить. Один ребенок привыкает к подобному общению и станет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Другой, наоборот, начнет бояться подобного обращения, страшиться не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением отношения к нему лично.
- Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д., что подскажут ваши руки и сердце.
В любом случае сознание заповеди «не навреди» и ощущение чувства меры при контакте с детьми – главная наука, которую нужно постичь. Лучше воздействовать на ребенка реже, но более обдуманно, предвидя дальние последствия своего влияния на его психику и судьбу.