Деликанова Ирина Александровна
Работа с детьми с ОНР по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с детьми с ОНР в условиях детского сада комбинированного вида
по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности.
Одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами – это повышение эффективности коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, компонентами которого являются недостаточный уровень развития словарного запаса, несформированность фонематического слуха, грамматических категорий, навыков связной речи и, как следствие, — низкая речевая активность ребенка.
Публикация «Работа с детьми с ОНР по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
По мнению Л. С. Выготского, ограниченные речевые возможности ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей.
Современные методики в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства. В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Одним из главных методических средств для решения комплекса психокоррекционных задач была выбрана театрализованная деятельность. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых, ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические преобразования, присущие каждому конкретному возрасту. Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания взрослых. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Но игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога). В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой.
Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому на логопедических занятиях мы стали использовать театрализованную деятельность. Главной целью для нас является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Цель использования театральной деятельности на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов
Задачи:
• пополнять и активизировать словарь детей;
• расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
• закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
• продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
• совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
• совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
• воспитывать культуру речевого общения.
На занятии пригодятся любые куклы, персонажи, игрушки. Вот, например, на первом фронтальном занятии используются куклы — Буратино, Незнайка, Мальвина. Буратино, по замыслу логопеда, не умеет правильно произносить звуки, Незнайка неправильно образует и употребляет слова, а Мальвина учит детей правильно выполнять задания, быть сдержанными, внимательными.
На дальнейших занятиях эти персонажи вводятся отдельно. Буратино ребята объясняют правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произносят слова с изучаемым звуком. Куклу Незнайки можно использовать при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал Незнайка).
При помощи данных кукол можно проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание. Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.
Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш и т. п. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З.
Удобно использовать простые игрушки для пальчикового театра : во-первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Ш. Ребёнок подносит змею-шипелку к каждой игрушке по очереди и проговаривает звук изолированно или слоги, после этого можно предложить ребёнку игру «Кто сказал неправильно?» — указывая на игрушку слева направо, проговаривать слоговую цепочку, один из слогов в которой будет отличаться от всех остальных, например, ша-ша-са-ша (по типу «четвёртый лишний»). Так же можно многократно проговорить слова, предложения. Из занятия в занятие можно менять игрушки, задания, вносить элемент соревнования.
Можно ещё много говорить об использовании игрушек на логопедических занятиях, но уже и так понятно, что использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.
3. Бачина О. В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1. – с. 12-17.
4. Довгаль Н. В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37.