Александр Владимирович Гришин
Работа психолога и ее механизмы
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой психолог, в отличие от психотерапевта психолог-консультант обычно имеет контакт лишь с сознанием клиента. Основной инструмент его это слово. С помощью слов психолог помогает клиенту понять себя, научить способам саморегуляции, решения межличностных проблем и т. д. Но слова клиента это зачастую лишь фасад, за которым скрываются настоящие проблемы. И эти проблемы имеют обыкновение маскироваться под что-то иное.
Эта маскировка реальных проблем в психологии и психотерапии называется
Публикация «Работа психолога и ее механизмы» размещена в разделах
психологической защитой.
Механизмы этой защиты функционируют автоматически от сознания, на
бессознательном то есть уровне. Психологическая защита используется для
уменьшения тревожности и других неприятных ощущений – без решения истинных проблем.
Принято считать, что она не представляет патологии, пока не становится
утрированной и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать
гибкость поведения. Чтобы понять суть конкретной психологической защиты,
задействованные механизмы, психологу важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность и другие переживания, проинтерпретировать это свое состояние в близких ему понятиях.
Сам факт того, что клиент наконец получил квалифицированного слушателя, может подтолкнуть к более качественному самоанализу, нахождению путей выхода из запутанной ситуации. Психологу надо быть готовым к тому, что и без его подсказок клиент может разобраться в ситуации (или в отдельных ее моментах). В этом случае достаточным может быль лишь поддержать его. К этому надо быть готовым, но в большинстве случаев, конечно, если бы человек мог сам разобраться в своих проблемах, он разобрался бы с этим раньше. Когда проблемная ситуация "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" и клиент, и консультант. Появляется материал, с которым можно предметно работать. На протяжении всей консультации клиента надо подталкивать к совместному поиску истины, с которой можно работать как с фактом, а не как с домыслами или вообще пустыми словами.
В процессе работы с психологической защитой консультант должен проявлять
понимание и терпимость. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со
скрытыми в бессознательном чувствами.
Следует быть весьма чутким к клиенту, работать с его проблемой как с необычной, индивидуальной. В научной литературе описано довольно много (несколько десятков) разных видов психологической защиты.
Ниже приведены те, которые встречаются в большинстве классификаций.
Вытеснение Этот механизм психологической защиты заключается в том, что из сознательного в бессознательное непроизвольно устраняются неприемлемые мысли, побуждения, чувства.
Вытеснение поэтому называют еще мотивированным забыванием: человек
забывает, потому что это ему выгодно. Из сознания может вытесниться
свершившийся факт.
Например, человек случайно выругался неприлично в присутствии людей, в чьем обществе это недопустимо (начальник, например, или невеста); но потом этот факт совершенно был вытеснен из сознания, чтобы не травмировать. Может вытесниться из сознания и цель, задача, если они связаны с чем-то весьма неприятным. Человек напрочь забывает о том, что предстояло обязательно сделать, а потом сильно удивляется этому. Также могут вытесняться тревожные ожидания (например, представление о том, что близкий человек может заболеть тяжелой болезнью и умереть). Вытеснение чаще происходит у людей эмоциональных, с демонстративно-истероидными чертами характера.
Вытеснению подвержены лишь факты не очень значительные, не искажающие
кардинально картину мира. Тем не менее когда действие вытеснения для
уменьшения неприятных переживаний у взрослых, подростков и детей, оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Таковы две наиболее широко известные комбинации: вытеснение + смещение, вытеснение + конверсия.
Психологу-консультанту не стоит навязчиво стремиться к поиску всех вытесненных мыслей, побуждений и чувств. В конце концов, чем больше человек живет, тем больше у него за спиной оказывается неприятных вещей, про которые вспоминать не только не хочется, но и не имеет смысла тратить свое время. Однако если в процессе консультации возникает явный пробел или противоречие в картине и психолог видит, что наличие пробела не дает процессу консультации сдвинуться с мертвой точки, то стоит попробовать оживить воспоминания клиента с помощью осторожного расспрашивания.
Регрессия. С помощью регрессии человек как бы стремится вернуться в свое прошлое, в те времена, когда ему было жить комфортнее, чем сейчас, когда его желания легче удовлетворялись. Внешне регрессия проявляется в том, что человек начинает "ребячиться". Регрессия может быть частичной, полной или символической.
Частичная регрессия находит свое проявление лишь в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях и т. п. В таких ситуациях подростки и дети бессознательно возвращается в состояние, когда о нем заботились, когда он находился под полной опекой родителей, которые могли взять на себя любые его проблемы. При этом внешне поведение может выглядеть совершенно нелепо например: (взрослый человек, руководитель, начинает капризничать и плакать как ребенок). Специфика работы с регрессией заключается в том, что далеко не всегда психолог может заметить, что клиент склонен к этой форме психологической защиты. Взрослые, подростки и дети чаще говорят о фактах, поэтому приоритет нужно отдать вопросам о чувствах (необходим баланс фактов и чувств) : "А что вы почувствовали, когда. ?" Отражая чувства, необходимо учитывать все эмоциональные реакции подростка и ребенка. Обобщение чувств используется для показа клиенту действительного единства
противоположностей в эмоциональной сфере.