Лаврешина Ольга Сергеевна
Работа по самообразованию «Элементарное экспериментирование с детьми в группе раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
Элементарное экспериментирование с детьми в группе раннего возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рукавичка»
Программа саморазвития на 2022-2023
Учебный год.
На тему
«Элементарное эксперементирование с детьми в группе раннего возраста».
Составила:
Лаврешина Ольга Сергеевна
Г. О. Бор
2022-2023 уч. Год
Работа по самообразованию.
Тема по самообразованию :
«Элементарное эксперементирование с детьми в группе раннего возраста»
Публикация «Работа по самообразованию „Элементарное экспериментирование с детьми в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
ФИО педагога: Лаврешина Ольга Сергеевна
Специальность: Воспитатель
Дата начала работы над темой : 1.09.2022год
Предполагаемая дата окончания работы : 31.05.2023год
Пояснительная записка:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Цели:
- повышение педагогического уровня;
- формирование положительного отношения к природе;
- Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей экспериментирование детей раннего возраста
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;
Задачи: Изучить теоретический, практический материал по данной теме, технологии экспериментирования.
Выявить специфику самостоятельного и совместного экспериментирования у детей 3-го года жизни.
Осуществить отбор и систематизацию содержания методов и приемов организации экспериментирования в младшей группе.
Разработать Консультации для воспитателей и родителей по данной теме.
Актуальность темы:
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.
В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо пополнить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время, учитывая ФГОС, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является эксперементирование.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :
-расширение знаний о свойствах воды, воздуха, песка и их роли в окружающем мире
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию
- развитие наблюдательности
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
Выход темы:
- консультации для родителей
-консультация для педагогов
-картотека по экспериментированию
Формы и методы работы с родителями и детьми :
-Родители:
-сотрудничество через консультации
-родительское собрание
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала
Дети
Формы
- наблюдения
-НОД
-эксперименты
-дидактические игры
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
Практические методы:
Идет обогощение памяти ребенка, активизируеться его мыслительные процессы,так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза сравнения и классификации.
Перспективный план работы по обучению детей экологическому воспитанию на 2022-2023учебный год.
Название блока период НОД Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей
«Воздух»
Сентябрь-октябрь
Чтение стихов о воздухе.
Загадывание загадок по теме.
Беседа о воздухе.
Диагностика уровня знаний.
«Игры с султанчиками»
Эксперимент «Воздух под водой»
Игра с «Соломинкой»
Игра «Лодочка плыви»
Опыт с воздухом (надуть воздушный шарик)
Игра (подуй веером)
Наблюдение за ветром, игры с вертушками.
Выпустить воздух из шарика.
«Вода»
Ноябрь-декабрь
Беседа «Зачем нужна вода»
Триз- технологий картинки с изображением крана, реки, стакана и др. аудиозапись: капает вода.
Чтение потешек, стихов о воде. Игра с водой «Ловись рыбка»
Эксперимент «Разноцветная вода»
Игры с водой «Жур-жур, кап-кап»
Игра с водой «Теплая-холодная»
Игра «Плавает или тонет»
Игровые ситуации, наблюдения.
Игры с мыльными пузырями.
«Солнечный луч»
Январь —Март
Чтение стихов, потешки, заклички о солнышке.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Разучивание потешки
«Солнышко покажись»
«Поймай зайчишку»
Наблюдение за восходом и заходом солнца.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Наблюдение за погодой.
Рассматривание иллюстраций
Выполнение практических поручений взрослого.
«Песок»
Апрель — Май
Беседа: «Здравствуй, песочек»
Беседа «Не сыпь песочек в глазки.
Дид. игра «Собери и назови овощи.
«Огород на окне. Упражнения «Отпечатки рук»
Эксперимент «Песчаная горка»
Игра «Кто к нам приходил»
Узоры на песке.
«Наблюдение за посадкой и первыми всходами».
Рассматривание книг.
Перспективный план работы с родителями и педагогами на 2022-20223
учебный год.
«Воздух»
Сентябрь-октябрь
Изготовление султанчиков
Разработка дидактических игр по теме.
Изготовление «Веер» Папки-передвижки: «Расскажите детям об воздухе»
«Вода»
Ноябрь-декабрь
Изготовление альбомов на тему «Вода».
Подготовка стендовой информации для родителей.
Изготовление дидактическай игры «Где живет вода.
Консультация «Воспитание любви к природе»
«Солнечный луч»
Январь —март
Изготовление Солнышко-Фотоотчет
Разработка рекомендаций для родителей «Правило закаливания»
Выставка методической литературы, дидактических игр, пособий, методических разработок
«Песок»
Апрель-Май
Рекомендации по созданию мини –огород на окне в домашних условиях.
Обогащение развивающей среды.
Консультация «Игры с песком»
Перспективный план работы по самообразованию
Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему Октябрь 2022год
(+ в течение года) Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды В течение года Наличие игр и картотеки по экологическому воспитанию детей
Размещение на личном сайте консультации для педагогов «Декабрь 2022 год Апрель 2023год
Консультации
Отчет по самообразованию Май 2023год Выступление на педсовете с педагогическим опытом работы по теме самообразования
Отчет по самообразованию на 2022-2023г. учебный год по теме:
В результате НОД и опытов-экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы (явления погоды, снегопад, круговорот воды в природе). Уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения. Дети получили представления о свойствах воды и т. д. Дети с удовольствием принимали участие и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С., Мозаика-Синтез, 2017. 2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», М., Мозаика-Синез, 2016.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера.
4. Прохорова Л. Н. – «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», Методические рекомендации».