Лучший педагог года

Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности

ирина воропаева
Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. К сожалению, в последние годы количество детей с общим недоразвитием речи существенно возросло. Одной из задач работы педагога с детьми ОНР является развитие у дошкольников правильной, выразительной и эмоциональной речи. Важно вызвать у ребенка интерес к родному слову, научить, слушать, говорить, сформировать языковую компетентность, показать пути к творческому самовыражению.

Публикация «Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности» размещена в разделах

Другая не менее важная задача в работе с детьми ОНР - развитие их познавательной активности, любознательности, расширение кругозора. Широкие возможности для решения этой задачи предоставляет краеведение. Термин «краеведение», возникший в начале XX в., означает «ведать», то есть изучать свой край, его географические и природные, исторические и этнографические, социальные и культурные особенности. В последние годы дошкольное образование активно обращается к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с воспитанием традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Пробудить у юных тамбовчан любовь к родному городу, интерес к людям, желание познавать и гордиться заслугами нашего края- дело сложное, требующее от нас, взрослых, педагогов и родителей, широких знаний. Для того чтобы эта работа была систематической и целенаправленной, мы работаем по нескольким направлениям:

- постоянное обогащение детей знаниями краеведческого характера;

- систематичность изучения познавательного материала;

- использование краеведческого материала в практической детской деятельности;

- наполнение жизни детей положительными эмоциями, радостью от общения;

- осуществление всей работы совместно с семьей.

Для успешного полноценного сотрудничества детского сада и родителей мы считаем необходимым выделить два основных условия, способствующих развитию творческой индивидуальности у ребенка: положительный пример взрослых, и позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, в которых ребенок находится регулярно.

В целях развития познавательной активности, речи, активизации словаря у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи мы изучили методическую литературу по проблеме, подобрали игры и упражнения, стимулирующие познавательную и речевую активность детей с ОНР, разработали перспективный план работы по краеведению именно с детьми с ОНР. Особое внимание уделили созданию предметно- развивающей среды, в которой находится ребенок, информационной доступности среды для самостоятельного освоения. Мы создали эмоционально привлекательный для детей уголок краеведения : яркий, необычный, информационно насыщенный, доступный для практической деятельности (альбомы о знаменитых людях Тамбовщины, поделки детей: народные игрушки- обереги, декоративные тарелки с видами г. Тамбова, выполненные в технике «декупаж», детские журналы краеведческого содержания, наборы открыток и фотографий, медиапрезентации «Улочки Тамбовские» с викторинами, загадками, играми для детей и многое другое). Считаем, что в работе с детьми с ОНР большое значение имеет использование активных форм : целевых прогулок, экскурсий, практической деятельности. На экскурсиях в областной краеведческий музей, или в картинную галерею, при посещении памятных исторических мест города дети активно открывают для себя новые знания, обогощая при этом свой словарь. На основе полученных детьми знаний мы строим продуктивную деятельность: рисуем тамбовские улицы, конструируем из бумаги макеты новых и старых зданий нашего города, оформляем альбом легенд и сказаний о нашем крае. Эмоции от полученных знаний подталкивают детей к говорению (активизации устной речи). Этот процесс мы закрепляем, беседуя с детьми, поощряя их к созданию рассказов из личного опыта, загадок, историй.

Таким образом, знакомя детей с ОНР с историей родного края, мы формируем их языковую компетентность, внимательное отношение к речи, расширяем кругозор.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности
Опубликовано: 20 января 2014 в 21:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности» (включая файлы) размещена пользователем ирина воропаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД