ирина воропаева
Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. К сожалению, в последние годы количество детей с общим недоразвитием речи существенно возросло. Одной из задач работы педагога с детьми ОНР является развитие у дошкольников правильной, выразительной и эмоциональной речи. Важно вызвать у ребенка интерес к родному слову, научить, слушать, говорить, сформировать языковую компетентность, показать пути к творческому самовыражению.
Публикация «Работа по краеведению с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования языковой компетентности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Другая не менее важная задача в работе с детьми ОНР - развитие их познавательной активности, любознательности, расширение кругозора. Широкие возможности для решения этой задачи предоставляет краеведение. Термин «краеведение», возникший в начале XX в., означает «ведать», то есть изучать свой край, его географические и природные, исторические и этнографические, социальные и культурные особенности. В последние годы дошкольное образование активно обращается к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это связано с воспитанием традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Пробудить у юных тамбовчан любовь к родному городу, интерес к людям, желание познавать и гордиться заслугами нашего края- дело сложное, требующее от нас, взрослых, педагогов и родителей, широких знаний. Для того чтобы эта работа была систематической и целенаправленной, мы работаем по нескольким направлениям:
- постоянное обогащение детей знаниями краеведческого характера;
- систематичность изучения познавательного материала;
- использование краеведческого материала в практической детской деятельности;
- наполнение жизни детей положительными эмоциями, радостью от общения;
- осуществление всей работы совместно с семьей.
Для успешного полноценного сотрудничества детского сада и родителей мы считаем необходимым выделить два основных условия, способствующих развитию творческой индивидуальности у ребенка: положительный пример взрослых, и позитивная психологическая атмосфера семьи и коллектива, в которых ребенок находится регулярно.
В целях развития познавательной активности, речи, активизации словаря у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи мы изучили методическую литературу по проблеме, подобрали игры и упражнения, стимулирующие познавательную и речевую активность детей с ОНР, разработали перспективный план работы по краеведению именно с детьми с ОНР. Особое внимание уделили созданию предметно- развивающей среды, в которой находится ребенок, информационной доступности среды для самостоятельного освоения. Мы создали эмоционально привлекательный для детей уголок краеведения : яркий, необычный, информационно насыщенный, доступный для практической деятельности (альбомы о знаменитых людях Тамбовщины, поделки детей: народные игрушки- обереги, декоративные тарелки с видами г. Тамбова, выполненные в технике «декупаж», детские журналы краеведческого содержания, наборы открыток и фотографий, медиапрезентации «Улочки Тамбовские» с викторинами, загадками, играми для детей и многое другое). Считаем, что в работе с детьми с ОНР большое значение имеет использование активных форм : целевых прогулок, экскурсий, практической деятельности. На экскурсиях в областной краеведческий музей, или в картинную галерею, при посещении памятных исторических мест города дети активно открывают для себя новые знания, обогощая при этом свой словарь. На основе полученных детьми знаний мы строим продуктивную деятельность: рисуем тамбовские улицы, конструируем из бумаги макеты новых и старых зданий нашего города, оформляем альбом легенд и сказаний о нашем крае. Эмоции от полученных знаний подталкивают детей к говорению (активизации устной речи). Этот процесс мы закрепляем, беседуя с детьми, поощряя их к созданию рассказов из личного опыта, загадок, историй.
Таким образом, знакомя детей с ОНР с историей родного края, мы формируем их языковую компетентность, внимательное отношение к речи, расширяем кругозор.