Абрамова Любовь
Работа по формированию словаря в разных возрастных группах ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию словаря в разных возрастных группах ДОО
Оглавление
Введение…. 3
1. Теоретические основы формирования словаря у детей дошкольного возраста. 6
1.1 Взгляды ученых В. С. Мухиной, М. М. Алексеевой и В. И Яшиной на
особенности формирования словаря детей дошкольного возраста…6
1.2. Особенности освоения словаря детьми младшего дошкольного
возраста…11
1.3. Особенности освоения словаря детьми среднего дошкольного
возраста…17
Публикация «Работа по формированию словаря в разных возрастных группах ДОО» размещена в разделах
1.4. Особенности освоения словаря детьми старшего дошкольного
возраста…21
1.5. Основные средства формирования словаря у детей дошкольного
возраста. 26
Заключение…33
Список используемых источников…. 35
Введение
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Детский сад - первое звено в системе общего образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
1. Теоретические основы формирования словаря у детей дошкольного возраста
1.1 Взгляды ученых В. С. Мухиной, М. М. Алексеевой и В. И Яшина
на особенности формирования словаря детей дошкольного возраста
Проблема формирования словаря детей на этапе дошкольного детства исследовалась в разных направлениях многими учеными. В частности, обогащение словаря детей раннего дошкольного возраста интересовало таких ученых как: В. С. Мухину, М. М. Алексееву и др. [10]; изучением особенностей становления и развития словаря детей в течение дошкольного детства занималась В. И Яшина и др. [1].
В современной методике формирование словаря рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [2, с. 24].
тся значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (что это? как? зачем? где). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки ( например: «Это паркет», - объясняет воспитателю мальчик двух лет шести месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю).
1.4. Особенности освоения словаря детьми старшего дошкольного
возраста
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста одна из важнейших задач развития речи.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия, или искажение их смысла [19, с. 101]
1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы прослеживаются на разном содержании : при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. Д.
Рассмотрим специфику содержания словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с предметами[6; 91-93].
На шестом году жизни главным содержанием словарной работы в процессе ознакомления с предметами становится введение в словарь слов, обозначающих дифференцированные качества и свойства по степени выраженности (светло-красный, темно-зеленый, кисловатый, желтоватый; тяжелее, легче, холоднее, теплее, теплый, горячий; прочный, непрочный, прочнее; размокает, не размокает, размокает медленно и т. п.). Также предусматривается включение в словарь названий материалов и их признаков: дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло, фарфор и т. П. Продолжается работа по формированию новых элементарных понятий и введению соответствующих им словесных обозначений (инструменты, транспорт и др.). Проводится работа по дифференцировке освоенных понятий, и соответственно пополняется словарь (одежда летняя, зимняя; посуда столовая, чайная и т. д.) [7, с. 18].
На седьмом году жизни особое внимание уделяется точности словоупотребления при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло - сладкий, горько - соленый, зеленовато - желтый; ткань: зимняя, ворсистая, легкая, плотная и т. п.). Продолжается работа по фopмированию новых понятий и дифференцировке известных, и на этой основе расширяется словарь (водный, воздушный, наземный транспорт, легковой, грузовой транспорт; инструменты: садовые, столярные, портновские и т. п.).
Итак, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире [4, с. 5].
По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.
Рассмотрим содержание словарной работы в процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью и трудом людей.
В старшем дошкольном возрасте словарь детей пополняется названиями широкого круга профессий работающих на строительстве (крановщик, каменщик, маляр, электрик, в колхозе (тракторист, доярка, комбайнер, в ателье по шитью одежды (портной, закройщик, швея) и т. д. Помимо названий трудовых действий и их качеств, в словарь детей этого возраста вводятся названия трудового оборудования (у повара - кастрюли, весы, ножи, сковородки и т. д., у дворника - скребок, шланг, лопата и др.); названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (картофелечистка, электромясорубка, овощерезка, пылесос, стиральная машина, микроволновая печь, экскаватор, подъемный кран, трактор, бульдозер, снегоочиститель и т. п.). Кроме того, детям старшего дошкольного возраста показывают отношения людей к технике, к труду, вводят соответствующий словарь : старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т. п.
В итоге у детей старшего дошкольного возраста накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной [6, с. 95].
1.5. Основные средства формирования словаря у детей
дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. В этом возрасте происходит дальнейшее обогащение словаря, параллельно развивается способность к обобщению [2].
Рассмотрим средства, способствующие формированию словаря детей старшего дошкольного возраста.
Понятие средства раскрывается как - обязательные элементы оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней [32].
К средствам относят различные материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательнообразовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Выделяют наиболее эффективные средства формирования словаря детей дошкольникольного возраста это :
- непосредственное наблюдение (экскурсии, труд взрослых, уличное движение).
- распознающие наблюдения, используются только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов).
- показ малознакомой картины, главное здесь объяснение взрослого.
-рассматривание знакомых картин, здесь преобладает речь детей.
-загадки, пословицы, поговорки.
- показ кинофильмов и диафильмов, главное беседа по содержанию
- чтение художественных произведений.
- рассматривание игрушек.
- рассматривание сюжетных и предметных картинок.
- дидактические игры и лексические упражнения.
- речь педагога [33].
Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься чётко, внятно. Используются специальные приёмы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов словосочетаний детьми.
Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. Бытует мнение, что данные приемы следует применять, главным образом, в старших группах. Однако с этим нельзя согласиться. Опыт работы с детьми и специальные исследования свидетельствуют о возможности и целесообразности пояснений и толкований слов детям младшего и среднего дошкольного возраста.
При пояснении значений слов, прежде всего, обращают внимание ребенка на функции предметов; при объяснении этимологии мотивированных названий также подчеркивают функцию предмета (самосвал — грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы — люди, которые пешком ХОДЯТ,и т. п.).
Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых, жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда, которая является средством укрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. В методике обращается внимание на разницу в двух методах : методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними [33].
Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания.
Дидактические игры - широко распространенное средство словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводится. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры
Заключение
В ходе анализа психолого – редагогической литературы установлено, что русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его богатство – в неисчислимом запасе лексики и фразеологии.
Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.
Для ребенка достаточный словарный объем, хорошая речь это залог успешного обучения и развития. Всем известен факт, что дети со скудным словарным объемом, плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать лексические единицы в конкретных ситуациях общения и с учетом контекста. Именно слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опираются, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Особенность словарной работы в младшем дошкольном возрасте состоит в том, что она связана со всей образовательной работой с детьми. Обогащение и активизация словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
У ребенка среднего дошкольного возраста центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями.
У детей старшего дошкольного возраста накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
На основании вышеизложенного можно сказать, что особенность работы над формированием словаря с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении.
Список используемых источников
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип / : М Издательский центр «Академия», 2010. - с. 400
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей/ - М. : Мозаика- Синтез, 2008. - с. 272
3. Дьяченко, О. М., Невская, П. И. Развитие речи дошкольника/ - М. : Просвещение, 2014 - с. 142
4. Запорожец, А. В., Лисина, М. Н. Развитие речи у дошкольников/ - М. : Педагогика, 2004. - с. 288
5. Карпова, С. И. Развитие речи дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы. / - СПб. : Речь, 2012. - c.144
6. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз словечко, два словечко»/ - М. : Ювента, 2012. - c.72
7. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. / - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - с. 416
8. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология. / - М., 2000. - с. 197.
9. Ляксо, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз/ - СПб. : Речь, 2016. - c.190
10. Мухина, В. С. Детская психология/ Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
11. Сиварева, Т. Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа/ - Мн. : Совр. школа, 2015. - c. 51.
12. Слепович, Е. С. Некоторые особенности словарного запаса дошкольников с задержкой психического развития. // Дефектология. 2008. № 1. С. 15-22.
13. Смирнова, Л. Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет/ - М. : АСТ, Астрель, 2012. - c.175
14. Сущевская, С. А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет/ - М. : ТЦ Сфера, 2014. - c.64
15. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. [Текст]/ - М. : Просвещение Москва, 2010. - c.176
16. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей/ - М. : Просвещение; Издание 5-е, испр. Москва, 2006. - c. 159
17. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника/ - М. : Издательский центр «Академия», 2011. Изд. 4 - с. 116
18. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн/ - М. : ТЦ Сфера, 2015. - c. 192
19. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн/ - М. : ТЦ Сфера, 2015. - c. 272
20. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг/ - М. : ТЦ Сфера, 2015. - c. 288
21. Ушакова, О. С., Гавриш Н. В. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий/ - М. : ТЦ Сфера, 2015. - c. 176
22. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ - М. : Сфера, 2009. - c.368
23. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Сфера Москва, 2011. - c.272
24. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ - М. :Владос, 2010. - c. 288
25. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 2 - 4 лет. Дидактические материалы/ - М. : Вентана-Граф, 2010. - c. 122
26. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ - М. : «Владос», 2011. - с. 288
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
28. Ханина, О. Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников. Рн/ Д: Феникс, 2012.- c. 148
29. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Сост. Алексеева М. М, Яшина В. И/ - М. : Изд. центр «Академия», 2009. - с. 560
30. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет/ - М. : ТЦ Сфера, 2012. - c. 128
31. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет/ - М. : Эксмо, 2016. - c.424
32. Электронный ресурс https://studopedia.ru/22_15202_ponyatie-o-sredstvah-obucheniya-tipologii-i-funktsii-sredstv-obucheniya-v-sovremennoy-shkole.html - Понятие о средствах обучения.
33. Электронный ресурс https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-detskogo-sada-sredstva-formirovanija-slovarja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html Средства формирования словаря детей дошкольного возраста.
34. Электронный ресурс https://infourok.ru/konsultaciya-osobennosti-formirovaniya-slovarya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1377456.html Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста.