Вера Гаврильченко
Работа педагога с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, - это «особая» семья, в которой, помимо типичных семейных вопросов, возникающих перед семьей на рассматриваемой фазе развития, имеется еще ряд своих специфических:- получение точного диагноза; -эмоциональное привыкание к больному ребенку; - определения формы обучения ребенка ; -хлопоты по устройству в детский сад, школу; -переживание реакций сверстников; -заботы по внесадичной, а далее внешкольной деятельности ребенка. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными, их положение можно определить как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Публикация «Работа педагога с родителями» размещена в разделах
Результативность воспитания и обучения ребенка с нарушением интеллекта во многом зависит от качества взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений и семьи. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни. Помощь детям с умственной отсталостью требует социально-педагогической поддержки их семей.
Осуществляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллектуальное нарушение, в нашем детском саду работает команда специалистов – психолог, логопед, дефектолог, а также воспитатели, которые прошли обучение для работы с особенными детьми. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями.
Ведущую роль в организации сотрудничества детского сада и семьи играют воспитатели. Именно от нашей работы зависит то, насколько семьи понимают специфику работы, проводимую детским учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Некоторые родители, приведя ребенка в нашу группу, не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают, что он ничуть не хуже других. Подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. Другие родители проявляют гиперопеку, лишая ребенка возможности приобрести навыки самообслуживания и других самостоятельных действий. Также при поступлении ребенка в детский коррекционный сад родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания становятся прерогативой педагогов и всецело полагаются на их компетентность; другие родители ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании такого ребенка, третьи же, наоборот, считают, что они все знают, а коллектив учебного учреждения некомпетентен.
Результативность воспитания и обучения ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.
Для работы с родителями детей нашей группы я разработала программу «Программа взаимодействия педагога и родителей».
Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство; создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Задачи:
-познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье;
-осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей;
-формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей;
- развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
-формировать позитивные формы общения;
-привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
В индивидуальной педагогической работе я провожу анкетирование, беседы, консультации; приглашаю родителей на занятия в группе, на прогулку с детьми; раздаю родителям памятки с подвижными и малоподвижными играми, в которые можно поиграть с ребенком, также с играми для развития мелкой моторики; записала видеоуроки для развития мелкой моторики пальцев рук для занятий дома; приглашаю принять участие совместно с детьми в различных конкурсах и акциях; на прогулочном участке прошу принять участие в уборке снега, покраске песочницы, детских скамеек. Родители пополнили фонд дидактических игр.
Всё это помогает; -сформировать у родителей установку на положительные формы общения со своим ребенком; -учит приемам адекватного взаимодействия с ним; -обучает методам и приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома.
Результатом индивидуальной работы является уверенность родителей в собственных силах, адекватное восприятие - возможностей развития своего ребенка, доверие к детскому саду и педагогам.
Таким образом, только при объединении усилий и взаимном сотрудничестве родителей и педагогов детского сада возможно эффективное решение задач развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и их успешная интеграция в общество.