Людмила Шнайдер
Работа педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы педагога с родителями включает в себя вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др.
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов
Публикация «Работа педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- профессионалы, они должны быть готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады ши лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т. д.
Как показывает практика родители
- некомпетентны в вопросах психического развития детей,
- им интересны такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения.
Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе.
Почти в каждой семье стоит проблема — чем занять ребенка. Педагоги должны рассказать значение компьютерных игр, опасности некоторых из них для здоровья детей и, как альтернативу предложить развивающие игры с детьми в условиях семьи.
Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода, которые сформулированы таким образом : «Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать ребенка». Родителей интересует вопрос : «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?», «Что можно от него требовать и как?» Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как «Общение с ребенком в семье», «Методы воздействия на ребенка» (как вариант темы «Поощрения и наказания», «Развитие речи», «Подготовка к школе».
В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с проблемами физического воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т. д. Если это художественно-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя, проводить открытые просмотры детского творчества.
Разрабатывая содержание знаний для родителей, следует остановиться на сущности интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психологические закономерности его развития. Показатели умственного развития детей дошкольного возраста четко представлены в книге «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста» под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой: например, в три года ребенок должен по образцу, предложенному взрослым, выполнить небольшую постройку из кубиков, в четыре — по предложенной взрослым схеме собрать несложную постройку из кубиков; в пять лет — на простом плане комнаты показать стол, за которым он сидит; в шесть-семь — использовать схему для ориентирования в определенной пространственной ситуации, распределить предметы по группам на основе выделения ряда признаков (одежда, обувь, посуда и др.). Наряду с формированием мышления ребенка необходимо развивать его память, внимание, воображение, восприятие, речь. Знакомство с окружающим миром — первый шаг умственного развития ребенка, поэтому рекомендуется родителям проводить с детьми наблюдения, беседы, дать ребенку почувствовать себя первооткрывателем. Взрослым целесообразно вместе с ребенком делать открытия, выводы, решать проблемные ситуации, обсуждать сказки, составлять семейные коллекции, грамотно отвечать на познавательные вопросы. Вместе с ребенком наблюдать за облаками, находить в них сходство с фигурками людей и животных; «измерять» глубину лужи и т. д. В детском саду можно устроить выставку семейных коллекций, например, красивых ракушек, камешков, фантиков, значков и др.
Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития ребенка. Существеннее не сами знания, а то как ребенок умеет ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. У детей очень хорошая память. Но важнее для умственного развития ребенка понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Не нужно увлекаться счетом с ребенком до бесконечности. Необходимо ознакомить его с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ребенку овладеть простейшим решением арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста.
Предлагаем родителям записывать вопросы и высказывания детей. Среди них бывают и вопросы чисто познавательного характера, например: «Почему самолет летает?», «Как раньше звали Красную Шапочку?». Подобный материал можно вместе с родителями обсудить на встречах в детском саду. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не «отмахиваться» от них.
Особо следует сказать о телевидении. Взрослому важно не задавить детскую инициативу, не погасить желания открывать мир. Телевидение хорошо, когда оно расширяет границы опыта детей, рассказывает о странах и людях, призывает к размышлению, показывает процесс рождения мысли в споре. Исходя из содержания телепередачи, родителям можно порекомендовать совместную прогулку с ребенком, экскурсию, чтение художественной литературы познавательного характера, рисование, конструирование.
Предлагаем примерное распределение форм и тематики занятий с родителями по интеллектуальному воспитанию детей.
1 .Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ, обсудить с педагогами и другими специалистами, работающими там, «визитную карточку» учреждения. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.
2. «Круглый стол» по проблеме интеллектуального развития дошкольников.
В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Можно определить тему заседания «Круглого стола», например, «Ознакомление с окружающим миром — первая ступень умственного воспитания дошкольников» или «Развитие памяти у детей». Темой подобных заседаний могут быть такие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность детей к школе», «Роль дидактической игры в умственном развитии детей» и др. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагаем раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т. д.
3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
4. Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т. е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например, информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали — отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».
5. Дискуссия по проблеме. умственного воспитания детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток-шоу» : например, разделить участников на две группы; первая — те, кто считает, что умственное развитие ребенка — это умение читать, писать, считать; вторая — родители с противоположной точкой зрения. Главное — это всестороннее развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и др. В конце подвести итог.
Дискуссии можно проводить на различные темы, например, «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» и др. Конспекты подробно описаны в книге Е. П. Арнаутовой «Педагог и семья».
6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное — сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
Целесообразно использовать многообразие форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка.
В освещении этих вопросов поможет литература для педагогов по воспитанию и обучению детей в разных возрастных группах, программы воспитания в детском саду.