Гульнара Хужина
Совместная работа педагога-психолога и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «УЧИМСЯ СЛУШАТЬ ДРУГ ДРУГА»
Задачи:
- сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки;
- развитие невербальных средств общения (мимики, жестов);
- развитие умения слушать друг друга, понимать чувства собеседника;
- развитие умения согласовывать движения с ритмом, развитие внимания.
Ход занятия
I часть
1. Мини-лекция «Приёмы активного слушания».
Публикация «Совместная работа педагога-психолога и родителей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Педагог-психолог. Понять ребенка - значит услышать его чувства. Во многих ситуациях лучше ребенка выслушать, то есть попытаться понять, почувствовать проблему ребенка как свою. Активно слушать ребенка - значит улавливать то, что вам ребенок пытается сказать, что он чувствует на самом деле, и «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначить его чувства. Этот способ называют активным слушанием.
Алгоритм действий по применению техники активного слушания
1. Занять правильное положение по отношению к ребенку: глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне. Наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
2. Повтор услышанного от ребенка. Повторить в утвердительной форме то, что вы услышали от ребенка, а потом обозначить его чувства.
3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним родитель.
4. Обозначить чувства ребенка в утвердительной форме.
2. Анализ конкретных ситуаций.
Психолог предлагает родителям разобрать конкретные ситуации.
Задача: понять, какие чувства испытывает ребенок в данный момент.
Образец:
Ситуация и слова ребенка Ребенку сделали укол, он плачет:
«Доктор плохой»
Чувства ребенка
Боль, обида
Ответ родителя
Тебе было больно, когда тебе сделали прививку,ты расстроился?
Далее предлагаются ситуации (на карточках) родителям, и они должны из нескольких высказываний выбрать то, которое можно назвать «активным слушанием».
Работа проходит в парах, родители заполняют таблицу по приведенному выше образцу.
Ситуации:
Далее предлагаются ситуации (на карточках) родителям, и они должны из нескольких высказываний выбрать то, которое можно назвать «активным слушанием».
Работа проходит в парах, родители заполняют таблицу по приведенному выше образцу.
Ситуации:
1) Сын. Он отнял мою машинку!
М а м а. а) Ну, ничего, поиграет и отдаст.
б) Ты очень огорчен и рассержен на него.
2) Сын. Больше я туда не пойду!
М а м а. а) Ты больше не хочешь ходить детский сад!
б) Как это ты не пойдешь в!
3) Д о ч ь. Не буду я надевать эту шапку!
М а м а. а) Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
б) Тебе она очень не нравится.
4) Дочь. Он меня толкнул!
М а м а. а) Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась.
б) Тебе обидно, что тебя специально толкнули.
3. Упражнение «Нарисуй эмоции».
Каждый участник получает лист с контурами лица и обозначенными чувствами: страх, боль, радость, гнев, удивление и т. п.
Родителям необходимо изобразить на заготовке данные эмоции.
4. Игра «Скульптор».
Педагоги предлагают родителям разделиться на пары : «скульптор» и «глина». Каждой паре дается карточка с обозначением какого-либо чувства: радость, страх, испуг, счастье и т. п.
«Скульпторам» предлагается вылепить из «глины» данное чувство. Во время работы разговаривать не разрешается. Пары демонстрируют скульптуры, а остальные участники отгадывают, что это за чувство.
5. Игра «Воздух, земля, вода».
Педагог-психолог (ведущий) предлагает родителям по сигналам :
- «воздух» - поднять руки вверх;
- «земля» — дотронуться руками до пола;
- «вода» - сделать руками волнообразные движения.
Причем ориентироваться при этом нужно только на словесную инструкцию, так как ведущий может говорить одно, а изображать другое.
II часть:
Презентация карманного справочника
«Мой помощник на каждый день, или как общаться с детьми».
Педагог дает советы родителям, используя материал буклета.
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
• Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенком, если он не просит о помощи.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития.
• Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть он знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и т. д.
• Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
• Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций. Рассказывайте ему, какими способами можно решить разные конкретные проблемы.
• Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
• Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку. Формулируйте их кратко, конкретно.
• Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
• Используйте в общении краткие, четкие, понятные ребенку инструкции.
• Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на не удовлетворяющее вас поведение ребенка.