Наталья Студнева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Наш друг — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Наш друг вода».
Работа направлена на познавательное развитие детей, формирование у них знаний о природных явлениях
Составитель: Студнева
Наталья Адольфовна
МБДОУ «Детский сад №81»
Г. Нижний Новгород
2021г.
Вид проекта : исследовательско – творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети 5-6 лет, родители, педагоги.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Наш друг — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Сроки реализации: два месяца.
Актуальность:
Состояние нашей планеты, а также изменения, происходящие на ней, влияют на здоровье животных и людей, и вызывают беспокойство многих учёных.
Вода нуждается в очистке, воздух наполнен различными примесями газов.
Огромную роль сегодня в организации решения экологической проблемы отводят экологическому образованию детей.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к
природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы
должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, совладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Реализация проекта «Наш друг вода» осуществляется в процессе
организации совместной деятельности взрослого и детей по
перспективному планированию 1 раз в неделю. Во время занятия проводится
2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования.
Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме
партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, способствует развитию социальной и познавательной деятельности.
Объект проекта : вода.
Предмет проекта : свойства воды.
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи проекта :
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации,
продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Содержание исследовательской деятельности.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1. Расширение представлений об основных физических свойствах и явлениях: испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция.
2. Развитие представлений о свойствах воды.
3. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками
при проведении игр – экспериментов.
Основное содержание исследований, проводимых детьми, включает в себя знания:
• О материалах (ткань, бумага, пластик, металл, керамика, поролон и др.).
• О природных явлениях (явления природы, круговорот воды в природе).
• Об агрегатных состояниях воды (град, снег, лед, иней, туман, роса).
Предполагаемый результат:
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях,
закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в
природе и в быту.
• Желание предпринимать определенные действия по сохранению природы.
Взаимодействие с родителями:
1. Создание альбома «Мир воды».
2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе».
4. Консультация по теме: «Опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
1. Методические рекомендации по теме.
2. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной
теме.
План реализации проекта :
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор карт, схем;
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
Основной этап проекта :
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Составление схемы «Круговорот воды в природе».
Исследовательский этап проекта в старшей группе :
Вид деятельности:
Совместная деятельность взрослого и детей.
Интеграция образовательных областей: «физическая
культура»,«художественное – эстетическое», «речевое», «познавательное», «социально- коммуникативное».
Методы и приё мы:
дидактические игры: «Отвечай быстро»,
«Четвертый лишний», «Да– нет», «Круги на воде».
Игры с водой, игры со снегом.
Оборудование для проведения опытов с водой.
Создание коллажа «Круговорот воды вприроде».
Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные
животные». «Караси ищука», «На болоте».
Познавательно – исследовательская:
Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).
Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы».
Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду».
Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар –это вода», «Лед – это
вода», «Иней», «Превращение в воду». Опыт «Очистка грязной воды».
Социально-коммуникативная: Создание ледяных построек, украшение
территории детского садаразноцветнымильдинками.
Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и
океанах от речной и озерной воды?», «Какие свойства воды ты
знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?
Художественно-эстетическое:
«Чтение художественной литературы» Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».
Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка».
Рисование «Круговорот, как я его понимаю».
Музыкальная «Мелодия воды».
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение художественной литературы о природе: Г. -Х. Андерсен
«Русалочка», стихи А. С. Пушкина «О море», К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
2. Использование фольклорных материалов.
3. Беседы на темы:
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
4. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря;
предметных картинок с сюжетами использования воды.
5. Отгадывание загадок.
6. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось,
иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
7. Просмотр диафильмов о природе.
8. Игры – эксперименты, игры – опыты.
9. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
10. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Совместная деятельность с родителями:
1. Создание альбома «Мир воды».
2. Создание коллажа «Круговорот воды в природе».
Заключительный этап проекта :
1. Презентация коллажа «Мир природы» для детей старшей группы.
2. Итоговое занятие «Волшебная капелька».
Конечный продукт проекта :
1. Методические разработки занятий.
2. Методические рекомендации.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. –
СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском
саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.
– М. : ВАКО, 2008.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» :
Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е
изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
6. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры,
конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож.
С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
7. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
8. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. –М., ТЦ Сфера, 2013.
9. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве». Москва «Просвещение», 2005.
10. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
11. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет/ Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.