Корчагина Елена
Работа над произношением
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка упражнений для уроков английского языка в начальной школе.
Эти упражнения универсальны и подходят для любого возраста учащихся. Конечно, лучше
выполнять их с зеркалом.
Любое из этих упражнений можно превратить в игру, нужно только немного
пофантазировать.
Упражнения на артикуляторную гимнастику
1. а) Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.
б) Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.
Публикация «Работа над произношением» размещена в разделах
в) Сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.
2. Резко выбросьте язык вперед вниз и оттяните его назад, не закрывая рта и следя за тем, чтобы язык при выбросе вперед был не широко распластан, а собран в узкую длинную ленту. Выполняйте упражнение на четыре счета.
3. а) Откройте рот, максимально опустите челюсть.
б) Максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его назад к корню.
4. а) Максимально отведите углы губ назад.
б) Максимально выдвиньте губы вперед.
в) Быстро смените положение губ.
5. а) Подожмите губы, затем расслабьте их.
б) Сделайте разминку, зажимая губы зубами.
6. а) Выдвиньте губы вперед, усильте и ослабьте лабилизацию.
б) Приоткройте рот и закройте его, плотно сжимая губы.
7. а) Прикоснитесь кончиком языка к верхнему и нижнему краю альвеол.
б) Загните кончик языка книзу.
в) Сделайте ложбинку посредине языка.
г) Сделайте круг языком по внутренней окружности зубов при опущенной
челюсти.
д) Максимально отведите все тело языка от нижних зубов.
8. Произнесите гласные и согласные звуки изучаемого языка, осознавая артикуляционный уклад (с помощью тактильных, двигательных, слуховых и зрительных анализаторов) и ощущая мускульное напряжение речевого аппарата.
9. а) Дотроньтесь задней частью языка до опущенной нёбной занавески; усильте и ослабьте звук при закрытой ротовой полости, «помычите».
б) Сомкните спинку языка с мягким нёбом и произнесите звук сначала отдельно, затем в сочетании с гласными и согласными.
10. Сделайте краткий выдох и произнесите звуки [р], [t], [k] (упражнение на придыхание).
А вот несколько готовых игровых заданий для артикуляционной гимнастики.
1. [t], [d] - язычок встает на мысочки и стучит в потолок (нёбо).
2. [O] - поезд шел от А до О, но на половине пути, проезжая через лес, заслушался соловья, остановился и так и не доехал до О. Получилось ни А, ни О. Давайте проедем, как поезд от А до О, и остановимся на полпути - [O].
3. [р] - Давайте попыхтим, как паровоз, выбрасывая пар изо рта: п-п-п. .
4. Буква q - малышка. Она никогда не ходит по книгам без своей мамы - u. Мама, конечно, ходит без q на работу и в магазин, но q одну никуда не пускает, а читаются они вместе, как квакают лягушки [kw].
5. [r] - Язычок залез на потолок и вдруг обнаружил, что потолок очень пыльный и решил его пропылесосить. Пылесосил он его от двери (зубы) к коридору (горло). Итак, мы включаем пылесос: р-р-р (дети произносят русское Р) и пылесосим назад к коридору-горлу (учитель показывает, как постепенно заворачиваясь к горлу, язычок вместо русского Р начинает произносить английский звук [r]). Теперь дети «пылесосят» свои «потолки».
6. [w] - Сложим губы для русской буквы У и, удерживая их в таком положении, говорим русский звук В.
7. [ks] - Давайте позовем кошку!
8. [а:] - Показываем горло врачу!
9. [N] - Представьте себе, что в разгар игры мама говорит: «Все, пора спать!» Занойте, как вы ноете, когда не хотите что-то делать (учитель показывает носовой звук, который мы все издаем в таких ситуациях). А теперь произнесите тот же звук с открытым ртом!
10. [A] - Горло делает зарядку, как будто русский А делает короткие резкие прыжки.
Долгое время искала «Сказку о язычке»… Теперь привожу её здесь, вдруг кто-то тоже ищет.
Сказка о язычке.
У язычка есть хозяин. Каждый из вас имеет свой язычок. Надо сделать его послушным. Он должен делать то, что прикажет хозяин. (Попросите детей нащупать кончиком языка любимое место язычка – «потолок», альвеолы верхних зубов, поместить язык у нижних зубов – «на полу», пощупать языком внутреннюю сторону щёк – «стены домика язычка», приоткрыть «внутреннюю и наружную двери язычка» - зубы и губы и т. д.)
Язычок по имени [j] живет в удобном теплом доме – во рту своего хозяина. В доме есть две стены, пол, потолок и коридор. Язычок любит тепло, поэтому в доме у него две двери: наружная – губы и внутренняя – зубы. Язычок спит на полу – там ему удобнее. А у кончика язычка есть любимое место на потолке – на возвышении, сразу за верхними зубами. Он любит играть в разные звуки [d, t, n, l, s, z]. Вот так язычок живет-поживает, наружу не выходит, боится простуды.
Однажды ночью разыгралась непогода, подул сильный ветер [H], зашумели деревья и полил дождь. Язычок проснулся и стал прислушиваться к звукам снаружи. Сначала он услышал, как ухает сова на дереве , как совсем близко пробежал, отфыркиваясь, ежик [f, v]. Какая-то неизвестная птица все время повторяла [A]. где-то вдали замычала корова [m], зарычала собака [r] и загоготали гуси [g]. Под окном язычка, сердито переговариваясь, торопились в укрытие два жука [Z, G].
Язычок спал и тихо дышал [h] и во сне слышал, как стучит дождь по крыше [p].
А наутро от бури не осталось и следа. Выглянуло солнышко, запели птички, зажужжали мухи [D]. Язычок проснулся, потянулся, как кошка [N], и ему захотелось пойти погулять. Он приоткрыл наружную дверь и сначала высунул только кончик, а потом, осмелев, выскочил из дома и побежал к пруду. Язычок развеселился и стал кидать в пруд камешки , а потом решил искупаться. Вода была очень холодная, но язычок обо всем забыл и просидел в пруду долго-долго, пока не замерз [T]. Он вернулся в свой домик, кончик его прыгнул на любимое место на потолке, но и там он продолжал слегка дрожать. В спешке язычок забыл закрыть наружную дверь, и она захлопала [w]. Язычок её быстро закрыл и лег в постель под одеяло.
Не удалось язычку уберечься от простуды. У него разболелось горло, начался кашель [k], поднялась температура, и он несколько раз чихнул [C]. Язычок лежал и до прихода доктора тихо стонал. Сначала так [q], а потом протяжнее [W]. наконец, пришел доктор, покачал головой, удивился, когда узнал про купание [L], и велел язычку сказать [R]. Но у язычка получилось что-то совсем другое: странное [e], потом и, наконец, [J]. Доктор остался недоволен, и тогда язычок очень постарался, но у него получилось только [O]. Пришлось доктору дать язычку горькое лекарство. Язычок проглотил невкусную таблетку и сказал [x]. вскоре он уснул и ему приснился чудесный сон.
К нему в гости пришли восемь маленьких гномов. Они хотели познакомиться с язычком и поиграть с ним. Старший гном, приложив палец к губам, сказал: «, он спит, не будем ему мешать». А самый маленький гном сказал: «Мы же ему снимся, значит, мы ему не мешаем». И тогда каждый гном подошел к язычку, вежливо поздоровался и сказал, как его зовут. Так они познакомились и подружились – язычок [j] и восемь гномов [eI, aI, OI, qu, au, uq, iq, Fq]. Потом они весело играли, и на прощание язычок попросил гномов почаще приходить к нему в гости во сне.
Несколько заданий для фонетической зарядки
Наша обезьянка очень любит гримасничать. Давайте попробуем вместе с ней поиграть губами.
Обезьянка слегка улыбнулась (губы слегка растянулись, а теперь она снова серьёзная (губы вернуть в нейтральное положение). Повторить 5-6 раз.
Обезьянка расстроилась (губы сжать без выпячивания, а затем вернуть в нейтральное положение).
Обезьянка «дразнится» (язык высунуть, а затем спрятать).
Обезьянка «прыгает» (кончик языка прижать к нижним, а затем к верхним зубам).
Наша обезьянка много гуляла, бегала по лужам и у нее заболело горлышко. Она пришла на прием к врачу. Она пытается произнести свое имя и произносит звук [m].
Доктор просит обезьянку показать горлышко. Но обезьянке больно широко открывать ротик и она говорит: [aI].
Потом обезьянка стала дразниться и баловаться: она вытягивала губы трубочкой [w], [w], [w] и широко улыбалась , , .
Доктор научил обезьянку выполнять специальное упражнение для язычка: для этого язычок надо поставить на бугорки над верхними зубами (альвеолы) и постучать по ним: [d], [d], [t], [t].
Обезьянка очень любит играть с мячом. Представьте, что ваши губы – это два красивых мячика, которые столкнулись друг с другом и мгновенно разлетелись в разные стороны. Теперь попробуйте произнести так, чтобы сдуть перышко , , . Перышко улетело, значит, вы правильно произнесли этот звук.
Наша обезьянка любит играть в дождливую погоду. Когда она приходит домой, она греет свои лапки, дышит на них [h]. Давайте и мы согреем наши ручки [h], [h], [h].
А теперь обезьянка звонит в колокольчик и приглашает всех на прогулку [nIN] - [nIN]. Чтобы произнести звук, подвиньте язычок назад и выдохните через нос. Попытайтесь на выдохе сказать : «н». Вот так получается звук [N], [N], [N].
Обезьянка проснулась, потянулась и пошла гулять. На встречу её комарики летят [z], [z], [z].
А вот и пчелки жужжат [D], [D], [D]. Вьются комарики и пчелки вокруг нашей обезьянки [z-D], [z-D], [z-D].
Обезьянка улыбнулась, но не широко [qu], [qu], [qu].
Обезьянка любит петь песенки. Она поет [l] – поднимите язычки вверх и поставьте их на бугорки за верхними зубами [l], [l], [l].
Обезьянка гуляет по лесу и слышит, как в небе кричат журавли [au]. Этот звук похож на русское слово «ау», но звучит чуть иначе, т. к. первый звук широкий [a]. Соедините его со звуком – губы вытянуты. Получился английский звук [au].
Наша обезьянка дружит с собачкой, она живет у нее во дворе. По утрам она рычит [r-r]. Поднимите язычок вверх и прижмите его к верхнему небу. В этом положении скажите «р-р-р». Постарайтесь, чтобы язычок не дрожал. Звук должен получиться не отрывистым, а плавным [r-r-r].
К нашей обезьянке часто приползает уж. Он шипит [S-S-S].
Обезьянка встретила на прогулке медвежонка. Он поздоровался с ней [eq], [eq], [eq].
Упражнения на формирование произносительных навыков.
1. Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
2. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
3. Прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нем встретился данный звук.
4. Прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное, отрицательное) предложение.
5. В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.
6. Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
7. Произнесите вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания, обращая внимание на произношение указанных звуков.
8. Назовите слова, содержащие определенный звук.
9. Прочитайте предложения в утвердительной форме, а затем трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения. Проверьте себя по ключу.
10. Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных (согласных) в начальной (конечной) позиции.
11. Прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем только слова на иностранном языке.
12. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.
13. Произнесите предложение сначала медленно, затем быстро.
14. Проговорите по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст) сначала медленно, затем быстро.
15. Повторите за преподавателем отдельный звук (звукосочетание, слог, слово, синтагму, фразу).
16. Повторите гласные звуки в оппозиции: закрытый/открытый; лабиализованный/ нелабиализованный; носовой/неносовой; переднего ряда/заднего ряда; долгий/краткий.
17. Назовите буквы алфавита.
18. Произнесите услышанное слово по слогам.
19. Повторите за диктором в паузе отдельный звук (сочетание звуков, слово).
20. Прослушайте и повторите за диктором в паузах 2—3 раза слова с изучаемым звуком.
21. Повторите за диктором фразы по синтагмам в паузах.
22. Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на произношение заданного звука.
23. Прочитайте текст по синтагмам вслед за диктором.
24. Опишите классную комнату, указывая на мебель и обращая внимание на правильное произноше-ние обозначающих ее слов.
25. Выучите наизусть стихотворение (скороговорку, рифмовку, диалог). Обратите внимание на четкое произношение звуков и интонацию.
26. Прочтите вслух отрывок текста.
Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия
1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком.
2. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрица-тельное) предложение.
3. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.
4. Прослушайте ряд звуков, выделите и запишите заданные звуки, сначала наблюдая артикуляцию учителя, затем, не наблюдая ее.
5. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
6. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах.
7. Определите количество слогов в услышанных словах.
8. Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук.
9. Определите количество долгих (кратких) гласных в услышанных словах.
10. Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.
11. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово.
12. Определите количество слов в прослушанных предложениях.
13. Определите на слух омонимы и паронимы.
14. Определите на слух место ударения и его роль (смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную).
15. Отметьте паузы в звучащем речевом потоке.
16. Определите на слух коммуникативный тип предложения в родном и иностранном языках, а также отметьте общее и различное в их интонационном оформлении.
17. Определите на слух дефект речи диктора (шепелявость, сюсюкание, картавость).
18. В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные иноязычные.
19. Прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали.
20. Прослушайте и попытайтесь понять словосочетания и группы слов, обращая особое внимание на произношение звуков на стыках слов.
Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха
1. Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.
2. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
3. Определите количество слогов в услышанных словах.
4. Определите на слух принадлежность слов к родному или иностранному языку (подбираются слова со сходным звуковым составом, например, рус. штиль — нем. still; рус. этаж — фр. etage; рус. проблема — исп. problema).
5. Установите количество кратких гласных в услышанных словах.
6. Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.
7. Найдите в колонках и отметьте соответствующими номерами слышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.
8. Отметьте в звучащих словах оппозиции звуков на основании предварительно данной установки.
9. Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
10. Определите количество слов в прослушанных предложениях.
11. Определите на слух и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка речи.
12. Составьте слово из прослушанных изолированных звуков и запишите его в орфографии.
13. Определите паузы в звучащем речевом потоке.