Таня Кузовкова
Работа детского сада с семьей по формированию навыков общения детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
Тема статьи: «Работа детского сада с семьей по формированию навыков общения детей среднего дошкольного возраста»
Автор: Кузовкова Татьяна Александровна
Общение – это деятельность, требованиями которой являются знания и умения, которые человек получил в процессе жизненного опыта, а также опытом других поколений. Особое внимание стоит обратить на детей в среднем возрасте, в большинстве случаев дети затрудняются задать вопрос взрослому, так как навык общения развит не в полной мере.
Публикация «Работа детского сада с семьей по формированию навыков общения детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В наше время родители не всегда готовы и умеют сотрудничать с детским садом. По мнению родителей, детский сад должен исправлять все проблемы детей в воспитании. Но дошкольное учреждение не может исправить все проблемы, связанные с общением у детей. Помощниками родителям выступают педагогические заведения, которые готовы протянуть руку помощи в вопросах касательно разных сфер развития ребенка, в том числе и навыков общения ребенка. Но в последнее время не так много литературы, направленной на совместное взаимодействие детского сада и родителей. Когда родители начнут работать в системе с детским садом, организовывать планомерное воспитание и общение ребенка, тогда у нашего будущего будет светлое и сильное поколение.
Можно отметить несколько классификаций общения :
1) По содержанию:
• Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).
• Когнитивное (обмен знаниями).
• Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями).
• Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) .
• Деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
2) По целям:
• Биологическое общение – необходима для поддержания, сохранения и развития организма.
• Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов.
3) По средствам :
• Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);
• Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);
• Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
• Косвенное общение (общение через посредников);
4) Деловое общение – это общение, содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
5) Личностное общение – это общение, которое сосредоточенно вокруг психологических проблем внутреннего характера.
6) Инструментальное общение – это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения.
Г. В. Бороздина и Н. А. Кормнова отмечают что: «Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится сознательным и опосредованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения».
Подход к общению как к особого рода коммуникативной деятельности выделили А. В. Запорожец, М. И. Лисина, а применение для его анализа общей концепции деятельности, развиваемой в психологии А. Н. Леонтьевым, позволили составить достаточно четкое представление о структуре общения и о содержании его на разных этапах раннего и дошкольного детства М. И. Лисина. По мнению М. И. Лисиной: «Исследование общения в системе других деятельностей ребенка открыло возможность для понимания его роли в общем психологическом развитии ребенка, для выяснения путей и механизмов влияния общения на другие стороны детской психики и взаимодействия его с ними».
М. И. Лисина считала, что: «Исследование коммуникативной деятельности ребенка на ранних этапах онтогенеза (конец 1-го и начало 2-го года) позволило установить, что переход детей от довербальных средств общения к речи связан с изменением содержания потребности в общении со взрослым, с возникновением потребности в сотрудничестве с ним. Внутренняя связь возникновения активной речи у детей и содержания их потребности в общении со взрослым».
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми : ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера.
С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша - в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе.
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Она аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней - внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей.
Для развития самого общения на протяжении дошкольного детства надо знать :
• как развивается общение с возрастом;
• какие виды и формы общения существуют на каждом возрастном этапе развития;
• как определить уровень развития общения;
• как компенсировать возможные недостатки общения.
Б. С. Волков и Н. В. Волкова считают, что: «Принципы построения общения взрослого с ребенком» (как в детском саду, так и дома).
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.
• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение для детей значит достаточно много, особенно на начальном этапе развития. Поэтому родители не задумываясь должны отдавать все свои силы на развитие общения своего ребенка. Если родители затрудняются, то педагогические-образовательные учреждения всегда готовы помочь. Не закрывайтесь от своих детей и не закрывайте глаза на их проблемы. За это ребенок будет благодарен!