Мантурова Диана
Рабочая программа ЮИД по правилам дорожного движения «Весёлый светофорчик»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел программы ЮИД.
1.1 Пояснительная записка
Дети ценнейшее достояние общества, так всегда было, есть и будет. И
во все времена сохранение жизни и здоровья детей стояло на приоритетом
месте в жизни общества, как залог его дальнейшего благополучия.
Сегодня федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено
на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах
Публикация «Рабочая программа ЮИД по правилам дорожного движения „Весёлый светофорчик“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Светофор
- ЮИД, ЮПИД. Юные инспектора движения
- Темочки
человека, семьи, общества и государства. Являя собой первую ступень
образования, детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам
качественное универсальное образование, обеспечить высокий уровень
общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Таким образом
дошкольное образование ставит перед собой задачу подготовить ребенка-
дошкольника к переходу к новой ступени самостоятельности, подготовить
его к взаимодействию с социумом, где он будет на ровне со взрослыми
участником жизни города, общества и дорожного движения. И то, на сколько
ребенок будет подготовлен на прямую зависит сохранность его жизни и
значительная роль в организации работы по формированию у
дошкольников навыков безопасного поведения на улицах принадлежит
психологическим аспектам воспитания и обучения.
Содержание, методы и приемы обучения дошкольников основам
безопасного поведения на улицах и дорогах должны быть ориентированы на
их возрастные психологические особенности. При организации работы с
дошкольниками важно учитывать следующие их характеристики: неумение
быстро принимать решения, формировать пространственные программы
движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем
расстоянием, на котором этот автомобиль от них находится, сразу
предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Находясь на
улице, ребенок получает много новых впечатлений, он переполняется
эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и совсем не
обращает внимания на опасности дорожной среды.
В подготовительной группе знания детей о правилах дорожного
движения уже систематизируются. На занятиях знакомят детей с новыми для
них правилами поведения пешеходов и пассажиров (переходить улицу
только по пешеходному или подземному переходу, идти шагом, быть
внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на
посадочных площадках; уступать места пожилым и малышам и т. д.). Дети не
только готовы воспринимать и классифицировать информацию, они готовы
применять ее на практике и делится своим опытом с другими детьми и
взрослыми.
Таким образов педагоги и родители привлекая детей старшего
дошкольного возраста к пропаганде правил ПДД, не только ориентируют их
на усвоение практических знаний и навыков поведения на дороге, но и
прививают чувство ответственности за свои поступки, на которые, в свою
очередь, опираются более младшие дошкольники. Деятельность отряда старших дошкольников в первую очередь ориентирована на повышение компетенции самих детей в правилах поведения на дороге, а также в оказании информационной помощи младшим дошкольникам своего детского сада, принимая участия в различных образовательных мероприятиях (выступления на утренниках, беседы и игры с малышами в группе).
Выходя из детского сада в школу, ребенок не только открывает для
себя новую ступень образования, он делает большой шаг в самостоятельную
жизнь, где роль взрослого постепенно переходит на второй план, уступая
место детской самостоятельности. Поэтому так важно подготовить ребенка к
встречи с окружающем социумом, развивая в нем умения самостоятельно
принимать решения, от которых зависит его жизнь и здоровье.
1.2. Цели и задачи реализации программы ЮИД
Программа направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности воспитанников к взаимодействию с различными социальными ситуациями, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», формирование волонтерских навыков.
Цель программы : формирование ответственного и сознательного
отношения дошкольников и их родителей к дорожной безопасности, путем
создания дошкольного отряда ЮИДД.
Задачи:
- Формирование ответственного и сознательного отношения дошкольников и
их родителей к дорожной безопасности,
- Активизировать старших дошкольников к пропаганде безопасности дорожного движения среди младших воспитанников, а также среди родителей, и социума;
- Привлечение внимания общественности к важности формирования основ
безопасности и жизнедеятельности еще в старшем дошкольном возрасте
детей;
- Создание постоянно действующего отряд дошкольников ЮИД на базе
ДОУ.
- Развивать патриотические навыки дошкольников через просветительскую
работу в вопросах безопасности дорожного движения.
Программа направлена на развитие детского волонтерского движения в
форме отряда ЮИД. Особенностью построения работы по программе
является ее реализация с детьми старшего дошкольного возраста, опираясь
на взаимодействие с педагогами ДОУ, и семьями воспитанников, а также
включение пропагандистской работы сотрудников ГИБДД.
Основными задачами программы является подготовить ребенка к
самостоятельному школьному этапу взросления, где он будет осознавать
свою ответственность не только за собственную жизнь, или жизнь и
здоровье младших членов семьи, но и принимать решения для избежание
опасных ситуаций, как на дорогах, так и в общественном транспорте.
Программа поможет воспитать в ребенке способность в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения опираясь на собственные знания и четкую жизненную позицию.
Разработанные ранее программы по обучению детей дорожной безопасности, направленны в основном на пассивное получение дошкольниками знаний (в виде досугов, занятий, конкурсов рисунков и т. д.).Дети не вовлечены в процесс передачи информации другим. В основе же данной программы лежит формирование у дошкольников волонтерских навыков, желания нести ответственность за свои действия перед другими детьми, активизации личной позиции ребенка в вопросах дорожной безопасности. В итоге работы по программе воспитанники отряда «Веселый светофорчик» - полноправные субъекты просветительской работы по вопросам безопасности дорожного движения своего ДОУ.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
детей, занимающихся в объединении, позволила выстроить подходы в
работе, опираясь на их возрастные особенности и имеющиеся социальные
навыки.
Развитие мышления.
К завершению этапа дошкольного возраста
ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс
развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка
способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности
определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в
окружающем мире.
Социальное развитие:
• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают
основные правила общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой
обстановке;
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но
нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
• дети шести- семилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и
по ней выполнять задание, но даже если поставлена цель и четкая задача
действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично,
методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного
действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по
инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или
изменение вида деятельности,
• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом
ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по
ходу деятельности.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на
достижение целей формирования основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам
безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
Речевое развитие:
• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
• способны к простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить
рассказ по картинкам и любят это делать,
• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы,
задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата
интонационно,
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова,
придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации
и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-
следственных связей,
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным
объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире,
быте, жизни.
Мотивы поведения:
• интерес к новым видам деятельности;
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
• проявляют познавательные интересы;
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
Физическое развитие
В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка
становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести - семи
лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной
секции, а также почаще играть с ним в активные игры. Часто дети, которые
сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к
поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и
даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего. Такая
настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться
в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой,
выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т. д.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание программы ЮИД.
Дошкольники на всех этапах реализации образовательной программы
дошкольного учреждения знакомятся с правилами безопасного поведения на
дороге, в транспорте, на площадке, таким образом, степень предварительной
подготовки в вопросах безопасности нельзя считать нулевым. Дошкольники
легко ориентируются в световых сигналах светофора, знают правила перехода проезжей части, ориентируются в некоторых дорожных
обозначениях. Одной из эффективных форм участия самих детей в работе по
обеспечению безопасности движения является деятельность отрядов ЮИД.
Но в виду важность привлечения внимания общественности к обеспечению
сохранности жизни и здоровья детей дошкольников, необходимо привлекать
их и родителей к пропагандисткой работе уже со старшего дошкольного
возраста, т. к. именно родители и социум лежат в основе отношения
собственной безопасности ребенка на дороге. Отряд юных инспекторов движения «Веселый светофорчик», кружковое объединение дошкольников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного движения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста дошкольного возраста, а также активизации гражданской позиции семей воспитанников.
Отряд формируется из воспитанников старшего дошкольного возраста не младше 6-7 лет, с письменного согласия родителей (законных представителей) на вступления воспитанника в отряд. Занятия проводится на территории учреждения, в установленное программой время и внутренним расписанием ДОУ. Программа кружка утверждается на педагогическом совете дошкольной организации. Программа и план учебных занятий и мероприятий проводимых отрядов помещается на сайте учреждения. Составляется положение о деятельности группы в ДОУ. По окончании обучения юные инспекторы сдают отчет в форме открытого мероприятия, и им вручаются дипломы. Срок реализации программы 1 год. Занятия проходят 1 раза в месяц по 30 минут.
В работу отряда включены три общих сбора отряда с агитационным выступлением (согласно разделам программы). Ответственной организатор выбирает двух капитанов отряда (мальчик и девочка, из числа активных воспитанников, обладающих лидерскими качествами, умеющими четко отдавать команды.
Основными задачами дошкольного отряда ЮИД являются:
- изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах,
-установление у дошкольников твердой жизненной позиций, как непосредственного участника дорожного движения;
- овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного
движения и организации этой работы среди детей младшего возраста;
- активное взаимодействие с детским садом, школьным ЮИД, и инспекторами ГОСАВТО инспекции в организации мероприятий направленных на пропаганду ПДД среди населения.
Администрация образовательной организации, подбирает ответственного организатора работы с отрядом ЮИД из числа педагогов
детского сада (ответственного за безопасность, а также сотрудников ГИБДД,
закрепленных за учреждением, для организации работа с детьми. Руководитель отряда, утвержденный заведующим ДОУ, должен обладать
твердой жизненной позицией, быть примеров для подрастающего поколения
в организации пропагандисткой работы по соблюдению правил безопасности
на дорогах, перевозке детей, активно сотрудничать с местными органами.
Основные направления работы отряда «Дошкольник – ЮИД» :
- углубленное изучение правил дорожного движения,
- проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения в детском саду на открытых мероприятиях, родительских собраниях, акциях;
- участие в творческих конкурсах по изучению и пропаганде правил
безопасности на дороге;
- организация работы по привлечению родители и семей воспитанников к
добровольным акциям отряда.
2.2. Ожидаемые образовательные результаты освоения программы ЮИД.
Результат освоения программы направлен на :
- приобретение детьми практических навыков поведения на дороге, как участников дорожного движения, для успешного перехода в школу;
-активизировано ответственное отношение родителей к безопасности своих
детей на дороге;
- активизировано желание старших дошкольников к пропаганде важности
безопасности дорожного движения среди младших воспитанников;
- налажено социальное взаимодействие с инспекторами местного отделения
дорожной инспекции и социальными институтами по работе с
общественностью, направленной на пропаганду ПДД;
2.3. Формы, методы и средства реализации программы ЮИД
Подбор эффективных форм взаимодействия членов отряда ЮИД с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях осуществляется на основе деятельностного подхода, который определяется изменением направленности
на организацию разных видов деятельности (игровой, коммуникативной,
двигательной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения). Интеграции содержания образовательных областей, обеспечивающей состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, целостность образовательного процесса по реализации задач
формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно- транспортных ситуация. Совместная деятельность
детей и взрослых характеризуется общей мотивацией, общей целью, единым
пространством взаимодействия участников.
Возможные формы работы :
- выпуск стенгазет и листков «ЮИД сообщает»,
- распространение листовок, памяток, плакатов и другой наглядной
агитации,
- выступления агитбригад, участие в целевых профилактических
мероприятиях «Внимание - дети», «Каникулы»,
- акциях «Ребенок в машине», «Светлячок»;
- участие в детских творческих конкурсах поделок и рисунков с тематикой безопасности движения;
- пропаганда правил дорожного движения среди младших воспитанников.
Методы обучения
1) Словесные:
- беседа,
- рассказ,
- инструктаж,
2) Наглядные:
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей,
- просмотр видеоматериалов, презентаций,
3) Практические:
-упражнения,
-решение задач, кроссвордов,
-игры, ориентирование,
- моделирование.
Формы организации занятия:
- беседы,
- игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; спортивные игры;
настольные;
- экскурсии
- открытые мероприятия
- волонтерские акции
Педагогические технологии
- технология проектной деятельности (поиск проблемы и пути ее решения,
анализ конкретной ситуации, подбор материалов и т. п. ,
- ИКТ технологии (просмотр презентаций, выпусков телепередач, участие в
интернет акциях по ПДД,
- технологии здоровьесберегающие (организация двигательной активности
воспитанников о время занятия, физминутки, спортивные мероприятия по
ПДД).
- личностно-ориентированные технологии (их применение позволяет
выделить личностные особенности каждого участника команды в
организации совместной деятельности).
Отчетная документация отряда:
- Паспорт отряда ЮИД
- Методические разработки (игры, кроссворды, шаблоны листовок, сценарии
мероприятий и т. д.)
- Информационный стенд.
Программа состоит из 3 разделов:
- Что мы знаем о дорожной безопасности.
- Ребенок и дорога.
- Правила безопасности для всех.
3. Организационный раздел.
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и материально-техническое оснащение
Дидактические материалы:
- конспекты занятий и мероприятий;
- комплект выносного оборудования «Автоплощадка»;
- комплект для организации сюжетно-ролевых игр «Дорожное движение»;
- наборы дидактических и настольных игр;
Особенностью организации образовательного процесса можно выделить
возраст обучающихся в кружковом объединении. Т. к., программа
предназначена для работы с дошкольниками, то и работа строится для детей
6-7 лет. Это определяет характерные формы организации занятий (описаны
выше) ориентированные на дошкольный возраст. Также неотъемлемой
частью организации работы с дошкольниками является взаимосвязь с
родителями и вовлечение их в образовательный процесс, в форме совместных мероприятий (спортивные праздники, акции). Кадровое обеспечение программы подразумевает тесное взаимодействие в работе ответственного организатора по работе с отрядом (руководителя кружка) с ответственным за дорожную безопасность учреждения, музыкального руководителя, родительского комитета.
Материально-техническое обеспечение:
- наличие музыкального зала;
- помещение для занятий кружка (столы и стулья для практических занятий
воспитанников, шкаф педагога для дидактических пособий, магнитная
доска);
- уличная и выносная площадки по дорожной безопасности (дорожные знаки
напольные, игрушечный автотранспорт, зебра выносная, светофор)
- оборудование для работы с аудио и видео материалами;
3.2. Календарно-тематическое планирование
Период Тема Цель
Сентябрь Вводное. Для чего нужны правила дорожного движения? Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Октябрь «Улицы на нашем города».Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Ноябрь «Берегись автомобиля» Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
Декабрь «Улица полна неожиданностей» Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.
2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
3. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу (правило светофора.)
4. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
5. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
6. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
Январь Светофор повторить правила дорожного движения; научить пользоваться «Светофором» для выражения своего согласия или несогласия; развивать речь, внимание; развивать мелкие движения руки, координацию движений.
Оборудование: карточка «Светофор» (воспитатель); и тетрадь, ручка, карточка «Светофор» (ученики). Сигнальные карточки «Светофор» по образцу воспитателя (с одной стороны — красная, с другой — зеленая).
Февраль Правила поведения на проезжей части. Что такое тротуар? Расширить знания детей об улице: дорога делиться на две части - проезжую и тротуар. Закрепить знания о ПДД на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу идущему транспорту.
Март «Машины на улице». Учить изображать различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину.
Апрель «Пешеход на улице» Организовать развлечения при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения
Май «Дорожные знаки помни всегда!» Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить знания о предупреждающих, информационных знаках. Воспитывать умение использовать свои знания в повседневной жизни.
3.3. Итоговые мероприятия
Январь Стенгазета «Безопасность на дороге»
Февраль Викторина «Азбука Знаков»