Анна Решетова
Рабочая программа воспитателя младшей группы. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
№ Наименование разделов стр.
I Целевой раздел 3
1 Пояснительная записка 3
1.1 Введение 3
1.2 Принципы и подходы к формированию Рабочей Программы 4
1.3 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста 4
1.4 Социальный паспорт группы 6
1.5 Планируемые результаты освоения Рабочей Программы 7
II Содержательный раздел 8
Публикация «Рабочая программа воспитателя младшей группы, Часть 1» размещена в разделах
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ 8
2.2 Описание вариативных форм, способов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 19
2.3 Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья 24
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 25
2.5 Комплексно-тематическое планирование 27
III Организационный раздел 33
3.1 Материально-техническое обеспечение 33
3.2 Распорядок и режим дня 36
3.3 Учебный план непосредственно-образовательной деятельности 37
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 40
Список используемой литературы 41
1.4 Социальный паспорт группы
Общее количество детей 1 младшая группы – 10 детей
Из них мальчиков Из них девочек
3 7
В этом учебном году пришли новых 5 детей в группу. Вновь прибывшие дети хорошо влились в детский коллектив.
На данный момент организован сплоченный детский коллектив, очень хорошо установились дружеские отношения между детьми.
Дети очень активные. Родители принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Социальный состав семей группы
Учебный год Количество
семей Всего
родителей Полная
семья Одна
мама Один
папа
Семьи с Многодетная семья Проблемная
семья Опекунство
1 реб
2 реб 3 реб Более
2022-2023 10 17 7 3 - 3 2 - 5 - -
II Содержательный раздел
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ созданы следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ;
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Перспективный план по взаимодействию с родителями в первой младшей группе на 2022-2023 гг.
Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Месяц Мероприятия
Сентябрь 1. Памятка для родителей: Адаптация
2. Консультация: Возрастные особенности детей 2-го года жизни, ознакомление с режимными моментами
3. Беседа «Как улучшить адаптацию
4. Памятка «Для вновь поступивших родителей»
5. Родительское собрание : «Как облегчить адаптацию малыша к условиям детского сада»
Октябрь 1. Консультация «Уроки светофора»
2. Наглядная информация: «Читаем детям – читаем вместе с детьми»
3. Фотовыставка «мой дом»!
4. Фотовыставка «Все о нас!»
5. Консультация «Профилактика простудных заболеваний»
6. «Здоровье всему голова» (профилактика гриппа)
Ноябрь 1. Анкетирование родителей «Развитие речи детей 2-3 лет в семье»
2. Памятка для родителей «Развиваем речь детей»
3. Консультация «Мои пальчики расскажут»
4. Консультация «Как развивать речь ребенка во время прогулки»
5. Консультация: «Формирование правильного звукопроизношения»
Декабрь 1. Консультация «Я сам!»
2. Анкетирование по теме: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»
3. Информация для родителей «Формирование гигиенических навыков и привычек»
4. Выставка семейного творчества: «Игрушки для Деда Мороза».
5. Поздравление «С Новым годом, с новым счастьем!»
Январь 1. Консультация «Здоровая семья – здоровый малыш»
2. Памятка для родителей «Режим дня и его значение»
3. Консультация «Развитие двигательных навыков и двигательной активности»
4. Консультация «Будь здоров, малыш!»
Февраль 1. 1 Консультация «Подвижные игры для детей младшего возраста»
2. Памятка для родителей «Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»
3. Информация для родителей «Одежда детей в помещении и на прогулке»
4. Консультация «Профилактика детского травматизма»
5. Выставка семейного творчества «Дорога – дети»
Март 1. Родительское собрание «Что наша жизнь? Игра!»
2. Информация «Ладушки – ладушки» Консультация «Ребенок и игрушка»
3. Консультация «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье»
4. Памятка «Полезные игрушки»
Апрель 1. Консультация «Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»
2. Консультация «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста»
3. «Сотворчество. Плюсы и минусы»
Май 1. Фотовыставка «Удивительные насекомые»
2. Родительское собрание "Итоги работы за год"
3. Консультация "Организация летнего отдыха"
4. Консультация «Первая помощь при укусах жалящих насекомых, клещей
2.5 Комплексно-тематическое планирование на 2022-2023гг
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме уделяется одна неделя. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать не оправданного дробления детской деятельности по образовательным областям
месяц тема задачи
сентябрь
1. Детский сад. Безопасность поведения в детском саду, на участке детского сада. Научить детей ориентироваться в помещении детского сада. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения
учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
2. Осень. Осень в огороде Закрепление представлений о сходстве и различии овощей и фруктов. Расширение представления детей об осени, как о времени сбора урожая, систематизация знаний детей по теме «Огород».
3. Осень в лесу. Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. Дать знания о грибах и ягодах (съедобных и ядовитых).
4. Я в мире человек
Здоровый образ жизни. Овощи. Расширение знаний об овощах, людях их выращивающих. Рассказывать о пользе овощей и содержащихся в них витаминах.
5. Я бабулечку люблю
День пожилого человека. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость. Формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.
октябрь
1. Мой дом. Предметное окружение. формировать представления детей о частях, из которых состоит дом, материалах, из которых строят дом
2. Папу я люблю Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, расширять представления детей об инструментах и их назначении.
3. Приметы осени
Дары осени. Закрепить знания детей об овощах и фруктах
Формировать умение у детей различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты, называть овощи (картофель, лук, морковь, свёкла) и фрукты (яблоко, груша, лимон, бананы).
4. Мой дом.
Домашние животные.
Формировать у детей начальные представления о доме, в котором мы живем, способствовать развитию активного и пассивного словаря по теме «Мой дом Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, формировать представления о домашних животных.
ноябрь
1. Мой дом.
Безопасность на улицах. Изучить и запомнить правила безопасности, встречающиеся в домашних
условиях и на улице. Помочь детям запомнить предметы и ситуации опасные
для жизни и здоровья, запомнить правила поведения на дороге.
2. Птицы
. познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц. расширять знания детей о птицах, о повадках птиц; формировать познавательную активность; учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске.
3. Труд взрослых.
Домашние животные и птицы. Знакомить детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для достижения цели; дать представление, что вещи делаются людьми из разных материалов и разными инструментами; учить по вопросам взрослого вычленять компоненты труда в последовательности включения в трудовой процесс; развивать интерес к наблюдению трудовой деятельности; побуждать к отражению полученных впечатлений в играх; воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарность к человеку, делающему нужное для всех дело
Закрепление знания детей о домашних животных и их детенышей. Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде, питании и его детеныше
4. Моя семья Формировать у детей представление о семье. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи. Учить проявлять заботу о родных людях.
декабрь
1. Зима. Зима в лесу. Безопасность в зимнее время года. знакомить детей с зимой как временем года. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой, льдом и снегом. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе, о безопасном поведении зимой.
2. Зима. Народная игрушка. формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского.
3. Зимние забавы. Безопасность во время зимних игр. Знакомить с зимними видами спорта. Дать детям представление о безопасном поведении в зимний период.
4. Новый год.
Привлечение детей к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Закладывание основ праздничной культуры. Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах и в старину
январь
с 01.01 по 11.01.2015 каникулы
2. Народная игрушка Расширять представления о народном прикладном искусстве
3. Мой дом
Мое село Дать первые представления о родной стране (название родного села). Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере); знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами, продолжать знакомить с родным селом, с его основными достопримечательностями, сельскохозяйственными профессиями.
4. Признаки зимы Актуализировать знания о зиме, ее основных признаках. ормировать понятие об основных признаках зимы: снеге, снежинках, снегопаде, морозе, ветрно
февраль
1. Огород на окне. Посадка лука.
Расширять знания детей о зеленом витамине. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. Учить детей бережному отношению к природе. Воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям. Уметь видеть результат своего труда.
2. Правила дорожного движения. Транспорт. познакомить детей с основными правилами дорожного движения, о последствиях нарушения ПДД.
3. Военные профессии Познакомить детей с военными профессиями. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск, боевой техникой. Расширение гендерных представлений.
4.. Мои любимые сказки Развивать интерес к устному народному творчеству (сказкам) Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества
март
1. Ранняя весна.
Моя семья. Моя мама. Мамин день Знакомить детей с весенними изменениями в природе. Познакомить с отражением весенних примет в творчестве художников и поэтов. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких. Изготовление подарков мамам и бабушкам.
2. Мы художники. Нетрадиционная техника рисование. Развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования. Развитие интереса, творчества, воображения при самостоятельном выборе способа и технику для выразительного изображения того или иного образа.
3. Вода. Свойства воды. Формировать у детей представления о свойствах воды. Познакомить с основными свойствами воды (прозрачная, без запаха и без вкуса).Закрепить знания детей о значении воды для человека. Обогащать словарный запас словом - безвкусная. Активизировать в речи детей слова: прозрачная, безвкусная, без запаха.
4. Весна.
Весна в лесу.
Безопасность в весенний период. Учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой, учить описывать весну, передавать характерные изменения в природе на рисунке. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе. Формировать элементарные экологические представления.
апрель
1. Мое тело. В здоровом теле – здоровый дух. Дать элементарные представления о строении человеческого тела. Расширение представлений о здоровье и ЗОЖ. Воспитание стремления вести ЗОЖ.
2. Солнышко – ведрышко
Космос Формировать знания детей об объекте неживой природы – Солнце: закрепить представление о том, чтосолнышко светит и греет, солнышку рады и люди, и растения.
Дать представление о космосе
3. Мой дом.
Природное окружение Уточнить знания детей о предметах мебели. Познакомить с новыми предметами мебели. Закрепить представление о качествах и свойствах, целевом назначении и функциях предметов
4. Деревья и кустарники Формировать знания детей о деревьях; дать представление дерево или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь; углублять знания детей о цветах и их разнообразии, учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения, упражнять в классификации цветов, воспитывать любовь к прекрасному, к красоте окружающего мира.
май
1. Моя семья. Военные профессии расширять представления детей о профессиях. Познакомить с военными профессиями– танкист, моряк, летчик.
2. Цветущая весна.
Насекомые Дать представление о насекомых. Показать отличительные особенности насекомых. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: дышат, двигаются, питаются.
3. Наша Родина. Символика. Наш Край. Знакомство с символикой России, края. Рассказы об истории края, его многонациональности. Закреплять представления о России. Продолжать знакомство с достопримечательностями родного края.
4. Детский сад. Безопасность в детском саду и на его участке. Закреплять знания детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.