Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка---2
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы в старшей группе---4
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы---7
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет---11
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы---14
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развитиями ребенка, представленными в пяти образовательных областях---20
Публикация «Рабочая программа в старшей группе» размещена в разделах
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов---41
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы---42
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников---46
2.5. Сопровождающая и развивающая работа в ДОУ---47
3. Организационный раздел
3.1. Организация жизнедеятельности детей ---50
3.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса---52
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды---61
Приложения
Приложение 1 Перспективно-тематическое планирование
Приложение 2 Календарное планирование
3 Региональная программа
4 Паспорт здоровья
5 Социальный паспорт
6 Список тематических недель
7 Диагностический инструментарий
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа старшей группы №2 нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг и отражающий:
-собственную нетрадиционную модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;
-педагогические технологии обучения, применяемые в работе с детьми;
-систему взаимодействия с семьями воспитанников;
-учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей детей и родителей;
-условия, обеспечивающие реализацию рабочей программы
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Так же Программа опирается на нормативно-правовую базу, в которой соотнесены цели Программы и планируемые способы их достижения в соответствии с действующим законодательством РФ и международными правовыми актами.
Международно-правовые акты:
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г. (одобрена Генеральной Ассамблееи ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Детский фонд ООН ЮНИСЕФ Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959).
Конвенция о правах ребенка (Нью - Йорк, 20.11.1989)
Законы РФ:
Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ (с изм. и доп.);
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ (с изм. и доп.);
Федеральный закон Российской Федерации от 9.12. 2010г. №436 - ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Семейный кодекс РФ;
Документы Федеральных служб:
СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённый постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 № 26, регистр. №28564.;
СанПиН 4.1.3049 -13 (с изменениями, внесенными Решением Верховного суда Р. Ф. от 04.04. 2014 №АКПИ 14 -281)
Нормативно-правовые документы Министерства Образования и науки Российской Федерации:
Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» «Развитие образования» на 2013 -2020 годы».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. №544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.02.2014 «08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»;
Приказ Министерства образования РФ № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
Приказ №1044 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеразвивающим программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Обязательная часть Программы представлена
основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3 изд., исправленное и дополненное - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 366с.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
представлена парциальными программами :
• Т. Д. Пашкевич «Расти счастливым» Программа социально - эмоционального развития детей дошкольного возраста - 2 изд. - Барнаул: АКИПКРО, 2003г. -123с.
• И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста — Сан. Пет. : «Композитор», 1999. — 83 с.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы в старшей группе
Целью рабочей программы старшей группы№2 является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Т. Д. Пашкевич «Расти счастливым». Программа социально - эмоционального развития детей дошкольного возраста
Цель: Создание условий для адаптации детей дошкольного возраста в социуме, активного действия в нем, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
• Способствовать формированию уверенности в себе. Своих силах и возможностях;
• Создать условия для становления умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям;
• Формировать здоровое адекватное поведение в обществе. Умение ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире;
• Развивать способности действовать свободно и раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества;
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
• Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
• Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям
• Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
• Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Принцип развивающего обучения:
Под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом. Приобретение знаний, а главное - совершенствование их качества, развитие мышления и обеспечивают развитие ребенка.
Принцип культуросообразности:
Учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Принцип развивающего образования:
Целью которого является развитие ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применимости:
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;
Принцип нормативности:
Соответствие образовательной программы «Федеральному государственному стандарту дошкольного образования», Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации».
Принцип системности:
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
Принцип системно - деятельностного подхода:
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и принятием ребенка как субъекта, а не объекта деятельности.
Принцип индивидуализации:
Предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
Принцип компетентностного подхода:
Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, определенных целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
Принцип интеграции:
Воспитательно - образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
Игровой принцип:
Заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность.
Принцип мобильности:
Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Пашкевич Т. Д. Программа «Расти счастливым»
Программа социально-эмоциального воспитания детей дошкольного возраста.
Принципы реализации программы
Установление партнерских отношений с детьми;
• представление об образе ребенка как о саморазвивающейся личности;
• осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития способностей ребенка;
• использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями;
• Интеграция, предполагающая взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально - эмоционального развития и направление дошкольного образования (речевое, математическое, художественное, познавательное и др.
• Использование различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.
• Организация воспитательно - образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).
• Организация деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск собственных действий и поведения).
• Игровой принцип. Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка - дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности - игрового, в котором наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении, движении.
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Принципы реализации программы
• тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям;
• контрастного сопоставления репертуара;
• адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребенка
• синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.
Подходы к формированию и реализации Программы
• Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
• Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия социально значимых взрослых и детей;
• Понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас;
• Уважение личности ребенка;
• Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно и исследовательской деятельности, общении со сверстниками в специально организованной предметно - пространственной развивающей среде, самопознании, разных видах культуротворческой деятельности, обеспечивающей художественно - эстетическое, социально - коммуникативное развитие ребенка.
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования и комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Характеристики индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями речи
- имеют речевую аномалию при сохранном интеллекте и слухе,
- у детей наблюдаются аграмматизмы в речи, словарь на бытовом уровне,
- нарушена произносительная сторона речи,
- дети не дифференцируют звуки, не сформирован речевой и фонематический слух.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания рабочей программы введения ФГОС ДО;
-создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе;
-формирование базисных основ личности на основе организации различных видов деятельности, гибкого отбора содержания образования и педагогических технологий;
-постепенный переход от специальной организованной деятельности к совместной деятельности педагога с детьми.