Анастасия Колесникова
Рабочая программа организации деятельности педагога-психолога в дошкольном учредении
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска муниципального образования Ейский район
ПРИНЯТО
Установочным педсоветом
Протокол № 5 от 30.08.2024 г. УТВЕРДАЮ
Заведующий МБДОУ ДСОВ № 6
Г. Ейска МО Ейский район
Приказ № 174-ОД от 30.08.2024г.
___ М. Т. Башлаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организации деятельности педагога – психолога
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Разработана на основе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 города Ейска муниципального образования Ейский район для групп общеразвивающей направленности
срок реализации программы : с 01.09.2024 г. по 31.08.2025г.
Педагог-психолог : Колесникова Анастасия Владимировна
г. Ейск, 2024 г
Содержание
№ п/п Содержание программы Страницы
1 Пояснительная записка 3
2 Объект, предмет, цели и задачи 4
3 Планируемые результаты освоения программы 4
4 Основные характеристики психологических особенностей дошкольников.
4
5 Содержание программы по направлениям деятельности
педагога-психолога.
4
6. Психологическая диагностика
6. Психологическая диагностика
6. Психологическая диагностика
5
7 Коррекционно-развивающая работа 6
8 Психопрофилактическая работа с воспитанниками.
6
9 Психологическое просвещение и
психопрофилактика с родителями (законными представителями) и педагогами ДОО.
8
10 Психологическое консультирование
9
11 Оснащение развивающей предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога
10
12 Методическое обеспечение
12
13 Приложение № 1: Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогических занятий
младшей группы
14
14 Приложение № 2: Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогических занятий
средней группы
21
15 Приложение № 3: Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогических занятий
старшей группы
28
16 Приложение № 4: Календарно-тематическое планирование
по программе психолого-педагогических занятий
подготовительной группы
38
17 Приложение № 5:Циклограмма деятельности педагога-психолога
а 47
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Конституция РФ, ст. 43,72;
2. Конвенция о правах ребёнка (1989г.);
3. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2.
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.
6. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» № 16 от 30.06.2020 г.
7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
8. Устав МБДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска МО Ейский район;
9. Нормативные документы регионального и муниципального уровней.
В основу психолого-педагогической работы МБДОУ ДСОВ № 6 (деятельности педагога-психолога) положены программа психологических занятий с детьми каждого возрастного этапа «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой.
Психологическое сопровождение - система психологической деятельности направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия.
В программе выделены направления работы педагога-психолога - психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми от 1 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами. Также определена система психологического сопровождения всех участников образовательного процесса ДОО и представлено календарно-тематическое планирование с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, перспективный (годовой) план работы.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, - значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.
Основными приоритетными направлениями в деятельности дошкольного учреждения являются :
• построение работы ДОО в соответствии с ФОП и ФГОС ДО
• создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства
• формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
2. Объект, предмет, цель и задачи работы
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребёнка в возрасте до семи лет.
Предметом его деятельности является психическое здоровье ребёнка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Цель деятельности педагога-психолога ДОО, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
3. Планируемые результаты реализации программы :
1. Сохранение естественных механизмов развития ребёнка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение.
2. Развитие индивидуальных качеств детей, психологическая готовность детей к школе.
3. Формирование у педагогов и родителей психолого-педагогической компетентности.
4. Основные характеристики психологических особенностей дошкольников.
Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-7 лет представлены в комплекте материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений «Экспресс-диагностика в детском саду» Павловой Н. Н., Руденко Л. Г.
5. Содержание программы по направлениям деятельности
педагога-психолога.
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога являются психологическая диагностика, психологическое просвещение и профилактика, развивающая/коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование.
6. Психологическая диагностика
Согласно ФОП и ФГОС ДО, педагогом-психологом может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Участие ребёнка в диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) или опекунов. Результаты психологической диагностики могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога : получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Обязательная диагностика проводится в группах для определения дальнейшего маршрута образования детей.
Психологическая диагностика развития детей (возраст 4-5 лет) по методике Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко согласно годовому плану работы педагога-психолога проводится в декабре. Методы исследования: наблюдение, игра, беседа с ребёнком, беседа с воспитателями и родителями. Исследуются следующие показатели:
1. Сформированность восприятия формы, величины.
2. Общая осведомленность
3. Развитие целостного восприятия, способность к зрительному синтезу.
4. Зрительная память.
5. Особенности внимания.
6. Особенности развития наглядно-образного мышления.
Обязательная диагностика проводится в подготовительной группе с целью определения первичного и итогового уровня готовности к школьному обучению.
Психологическая диагностика детей 6-7 лет включает в себя изучение параметров:
-личностной готовности (изучение самооценки, развитие мелкой моторики; изучение развития произвольности);
-мотивационной (беседа по методике Т. А. Нежновой «Беседа о школе»);
-интеллектуальной (изучение особенностей внимания, слуховой памяти, словесно-логического мышления, речь, сформированность образных и пространственных представлений, особенностей восприятия, особенностей воображения).
Используемое пособие: Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. ««Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных учреждений». - М. : Генезис, 2012
Дополнительно психологическая диагностика осуществляется:
-по запросам родителей, воспитателей (с согласия родителей, законных представителей) или опекунов администрации ДОО (с согласия родителей, законных представителей) или опекунов и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательного и образовательного процесса.
7. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОО осуществляется по специально составленной программе, содержание которой определяется реальными проблемами воспитанников и в рамках компетенции педагога-психолога. Сроки проведения вариативны и зависят от динамики развития ребенка (детей).
Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
8. Психопрофилактическая работа с воспитанниками.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, профилактика отклонений в познавательном развитии и эмоционально-волевой сфере.
Обязательно:
Проведение подгрупповых занятий с детьми младшей группой, средней группой, старшей группой, подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности.
Психопрофилактическое направление для детей младшей группы разработано на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой. СПб. ; М. : Речь,2019.-160с.
Для средней группы - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой. СПб. ; М. : Речь,2019.-144с.
Для старшей группы - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой. СПб. ; М. : Речь,2019.-160с.
Для детей подготовительного к школе возраста - программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой. СПб. ; М. : Речь,2019.-208с.
Дополнительно:
Проведение индивидуальных занятий с детьми разных возрастных групп по запросу, результатам диагностики.
Принципы проведения занятий.
- Системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Этапы занятия.
1. Организационный этап :
– создание эмоционального настроения в группе;
– упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап:
– сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
– выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап:
– подача новой информации на основе имеющихся данных;
– задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
– отработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап:
– обобщение полученных данных;
– подведение итогов занятия.
Оснащение занятий
-аудио-видеотека;
-фонотека и фильмотека;
-настольные печатные игры;
-предметные игрушки;
-доска
-цветные мелки;
-пластилин;
-краски, карандаши, фломастеры;
-писчая и цветная бумага;
-строительный материал;
-распечатки рабочих тетрадей.
9. Психологическое просвещение и психопрофилактика с родителями (законными представителями, опекунами и педагогами ДОО.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОО и родителей именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей.
Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.
Обязательно:
• Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов форме тренингов, консультаций по темам:
1. «Мы одна команда»
2. «Триединство: дети, родители, взрослые».
3. Ресурсы стрессоустойчивости. Профилактика эмоционального выгорания.
4. «Гипер- и гипоактивные дети. Пути эффективного взаимодействия»
5. «Развитие в движении»
6. «Как общаться с родителями воспитанников»
7. «Хорошее настроение-залог успеха»
Дополнительно: любые формы взаимодействия по выявленным проблемам, запросам педагогического коллектива (в рамках компетентности педагога-психолога).
Проведение систематизированного психологического просвещения
родителей в форме родительских собраний, с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. «Практические советы, облегчающие адаптацию детей раннего возраста».
2. «За год до школы»
3. «Гаджетозависимость у детей»
4. «Раннее развитие. Что это?»
5. «Как реагировать на агрессию ребенка?»
6. «Проявление гиперактивности у детей. Эффективные методы взаимодействия»
Дополнительно: участие в родительских собраниях по запросу участников.
• Публикация рекомендаций на сайте дошкольного учреждения в разделе «Советы педагога-психолога», в соц. сети «Вконтакте»
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога.
10. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательного и образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОО. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательного и образовательного процесса в ДОО и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое консультирование в условиях ДОО обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.
Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.
Консультативная работа в ДОО включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОО.
11. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
кабинета педагога-психолога
Программы :
1. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ; М. : Речь,2019-160 с.
2. Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ; М. : Речь,2019-144 с.
3. Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ; М. : Речь,2019-160 с.
4. Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ; М. : Речь,2019-160 с.
Диагностический материал
Материал для обследования дошкольников 3-4 лет
пирамидка, разрезные картинки (2,3,4ч., матрешка (3-5 сост.)
игрушки, «Коробочка форм»
предметные картинки
сюжетные картинки, сюжетные ряды
игры для соотнесения по цвету, форме, размеру
счетные палочки (для конструирования)
цветные карандаши (фломастеры)
бумага
Материал для обследования дошкольников 4-5 лет
счетные палочки
почтовый ящик
игрушка «Коробочка форм»
разрезные картинки (4-5 частей)
сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)
игры
конструктор
наборы предметных картинок
бланки корректурной пробы
цветные карандаши
бумага
Материал для обследования дошкольников 6-7 лет
счетные палочки
сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)
разрезные картинки (5-6 ч.)
конструктор
наборы предметных картинок
игры
бланки корректурной пробы
цветные карандаши
бумага
Мебель
- Доска (магнитная доска) -1 - Зеркало настенное (50х100) – 1 - Мебельная стенка (4 секции) - Столы детские – 2 - Стулья детские – 6 - Стол письменный – 1 - Стул – 1 - Шкафы для игрушек и пособий
Оборудование
- Мешок с игрушками
- Мягкие игрушки разных размеров
- Колонка
- Ноутбук
- Принтер
Наглядно-дидактический материал
- Сюжетные картинки
- Лабиринты
- Игра «Найди соседа»
- Танграммы
- Игра «Продолжи ряд»
- Доска форм
- Игра «Найди и сосчитай»
- Игра «Найди отличия»
- Мягкие игрушки разной величины
- Бассейн с кинестетическим песком
- Ковтограф Воскобовича
- Сенсорный мешочек.
- Кубик настроений.
- Игра «Ассоциации»
- Шнуровка «Грибок»
- Карандаши, краски, пластилин
- Различные бланки с заданиями.
Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
12. Методическое обеспечение:
1. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ;М. : Речь,2019-160 с.
2. Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ;М. : Речь,2019-144 с.
3. Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ;М. : Речь,2019-160 с.
4. Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет/ под ред. Н. Ю. Куражевой. -СПб. ;М. : Речь,2019-160 с.
5. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М. :Книголюб, 2015г-78с.
5. Данилова С. И. Психологическое сопровождение дошкольников : диагностика и сценарии занятий. -М. :ТЦ Сфера, 2019.-96с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. : Национальный книжный центр, 2015.(Эл. вид)
7. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения/авт. -сост. М. В. Егорова. -Волгоград: Учитель. -67с.
8. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. Волгоград: Учитель. -127с, 2017
9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
10. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю. В. Веприцкая. -Изд. 2-е,испр. -Волгоград:Учитель. -123с.
11. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. Диагностика развития детей раннего возраста. Издательство «Т. Ц. Сфера», 2016.
12. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. ««Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных учреждений». - М. : Генезис, 2012.
13. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум/ автор –сост. О. Н. Истратова. -изд. 2-е. -Ростов н/ Д: Феникс,2018.-316с.
14. Преодоление тревожностей и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации/авт. -сост. Н. Ф. Иванова. -Волгоград: Учитель,2009.-191с.