Эльвира Мустафина
Рабочая программа учителя-логопеда по организации коррекционно-развивающей работы с детьми младшего возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Также, это касается обновления содержания коррекционно-образовательного процесса, в работе групп для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующей направленности, в аспекте построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда по организации коррекционно-развивающей работы с детьми младшего возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание адаптированной и коррекционных программ.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям : диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи от 3 до 4 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ № 223 и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса во второй младшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с нарушениями речи в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ТНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы является локальным актом МБДОУ № 223 города Ульяновска, разработанным в соответствии :
с законами РФ
•Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
• В соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденного постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28.
с локальными документами
• Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 223 города Ульяновска
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе следующих образовательных программ :
• Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 223 города Ульяновска,
•Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой,А. Г. Гогоберидзе)
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. -М. : Просвещение, 2009
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. : Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М., Просвещение, 2014
1.1 Цели и задачи образовательной деятельности
по реализации рабочей программы
Цели рабочей программы :
Создание оптимальных условий и системы средств для устранения речевых недостатков у детей младшего дошкольного возраста, своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания коррекционно - воспитательной работы и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Задачи образовательной деятельности:
Рабочая программа направлена на :
• способствование общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития;
• создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
• способствование объединению обучения и воспитания в целостной образовательный процесс, а также обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений;
• охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ТНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, повторяемость;
Рабочая программа учителя-логопеда :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
1.3. Прогнозируемые результаты реализации программы.
Целевые ориентиры
• динамика индивидуального развития детей;
• коррекция речевых нарушений и развитие речи детей:
- понимает и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними
- называет некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
-обозначает наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д., некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
- выражает желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечает на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
-соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
- узнаёт по словесному описанию знакомые предметы;
-сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
- понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
- фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г], гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
-воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
-правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
-общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
• участие родителей в образовательном процессе ДОУ,
• создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности
При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).
Цель педагогической диагностики (мониторинга) : оценка индивидуального развития детей и результативности коррекционной работы с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.
Система мониторинга эффективности освоения детьми программы позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путём наблюдений за ребёнком, бесед, анализа речевой функции.
Мониторинг разработан на основе :
• Г. А. Волкова «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы диагностики» (изд. «Детство-пресс» СПб. 2003).
• Коррекция нарушений речи у дошкольников: часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения. (под ред. Л. С. Сосковец. –М. АРКТИ, 2005).
Результаты мониторинга находят отражение:
в «Экране звукопроизношения» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребёнка;
в речевых картах/картах развития воспитанников;
в диагностическом обследовании (мониторинге коррекционно-развивающей работы) речевого развития каждого ребёнка;
в отчётах и годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда.
Периодичность педагогической диагностики: сентябрь, январь, май.
2. Содержание коррекционной работы
2.1. Система работы учителя-логопеда
Учебный год в группе для детей с тнр начинается первого сентября, длится девять месяцев и условно делятся на три периода:
• 1, 2 недели сентября – адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение речевых карт, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками, индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на первое полугодие.
• Сентябрь, октябрь, ноябрь– 1 период работы;
• Декабрь, январь, февраль,– 2 период работы (в январе проводится диагностика речевого развития детей);
• Март апрель, май – 3 период (в мае подводятся итоги работы за год);
Логопедическая работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами.
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
2.2. Направления и программное содержание
коррекционной работы с детьми второй младшей группы
Направления коррекционной работы с детьми второй младшей группы
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, слоговой структуры слова) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем).
2 Формирование произносительных навыков.
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ТНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи дошкольников.
.6. Развитие коммуникативности, инициативности и успешности в общении.
Подгрупповые занятия проводятся 3 раза в неделю.
Продолжительность подгруппового занятия составляет 15 минут,продолжительность индивидуального – 10 минут с каждым ребенком.
Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями допускается перерыв- 5-10 минут.
Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей младшей группы планируется с учётом результатов логопедического обследования.
Программное содержание логопедической работы
с детьми второй младшей группы
По результатам контрольно–диагностического обследования и наблюдений, разрабатывается перспективный план коррекционной работы с детьми.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание фронтальных и подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании (см. Приложение).
• Перспективный план составлен с опорой на программу Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. : Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М., Просвещение,
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Первый период обучения
Проводится обследование детей, позволяющее выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и соотнесение результатов с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада
Развитие понимания речи
Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто, куда, откуда, с кем?. Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Части тела», «Туалетные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Новый год».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить детей называть имена друзей, кукол. Учить подражанию : • голосам животных; • звукам окружающего мира; • звукам музыкальных инструментов
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю» : шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детале.
Декабрь Январь ФевральМарт
Второй период обучения
Развитие понимания речи
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: • 3 красных кубика и 1 синий; • кукла, клоун, Буратино — шапка;
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко). Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди!Вова, стой). Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
Апрель Май
Третий период обучения
Развитие самостоятельной фразовой речи
Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки.
Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты). Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.
Развитие произносительной стороны речи
Учить детей различать речевые и неречевые звуки. Учить детей определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза). Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений. Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку). Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (та — кта, по — пто).
Повторение пройденного материала и закрепление приобретенных речевых навыков в играх, во время совместной деятельности.
2.3Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ТНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Воспитатель закрепляет навыки детей, полученные на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях в регламентированное и нерегламентированное время (режимные моменты, прогулки, театрализованная и игровая деятельность.) Логопед систематически ведёт «Тетрадь взаимоработы логопеда и воспитателей группы» с целью преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Вместе с тем, функции воспитателя и логопеда достаточно четко определены и раз
2.4. Формы сотрудничества с семьями воспитанников
Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений у детей с общим недоразвитием речи возможна только при активной, скоординированной работе учителя-логопеда с родителями воспитанников, установление взаимопонимания, доброжелательной, психологически комфортной атмосферы и создание условий для эффективного сотрудничества.
Основные формы взаимодействия с семьей
• Знакомство с семьей, анкетирование.
• Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.
• Рекомендации для закрепления речевых навыков, полученных на занятиях.
• Организация и проведение круглых столов, мастер-классов для родителей воспитанника
3. Планируемые результаты освоения программы
Педагогические ориентиры
В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам.
Таким образом, дети должны:
I. Понимать:
• обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы);
• личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они, и местоимения мой, наш. ;
• прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, свойства (сладкий,
кислый, величину (большой, маленький, оценку (хороший, плохой);
• предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко,
слева, справа).
II. Уметь:
• согласовывать:
- прилагательные с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч,
маленькая груша);
- числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко,
два жука,две куклы, два ведерка, три жука, три куклы, три ведерка);
- притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч, правильно употреблять местоимения меня, мне;
• образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, - ен, -ят);
• образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в
именительном падеже (кот — коты, мяч - мячи, дом — дома, кукла — куклы, нога — ноги);
• отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.