Наталья Борзова
Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам
Н. Я, Борзова, Л. В. Лоншакова, О. Ю.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 260»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА) ПО КОРРЕКЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ
Программа несет коррекционную направленность и нацелена на развитие зрительного восприятия, социально – бытовой ориентировки и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. В программе определены цели, задачи, принципы и представлены нормативные документы, на основании которых разработана данная программа. Программа рассчитана на 4 года обучения. Предполагаемые результаты позволяют осуществить мониторинг освоения детьми всех разделов программы.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников [1]. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Рабочая коррекционная программа для детей с нарушением зрения разработана в соответствии с ООП МБ ДОУ «Детский сад № 260», обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности по профессиональной коррекции развития детей с нарушениями по следующим разделам : «Развитие зрительного восприятия», «Развитие социально-бытовой ориентировки», «Развитие пространственной ориентировки», «Развитие осязания и мелкой моторики».
Основная образовательная программа МБ ДОУ «Детский сад № 260» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Устав учреждения.
Цель программы : обеспечение тифлопедагогического сопровождения детей с нарушениями зрения от 3 до 7 лет в условиях комплексной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии, реализации взаимодействия между коррекционнопедагогическим и лечебным процессами [6].
Основные задачи программы :
1. Развивать зрительное восприятие у детей с нарушением зрения и формировать специальные способы деятельности в познании окружающего мира.
2. Формировать у детей с нарушением зрения представления о пространстве и пространственных отношениях, обучать ориентировке в пространстве, используя знания о предметном мире.
3. Формировать у детей с нарушением зрения правильное отношение к своему здоровью, вырабатывать умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, обеспечивать самореализацию и успешную адаптацию в социальном обществе.
4. Формировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучать их приемам выполнения предметно практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Исходя из новых стандартов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, программа строиться с учетом методологических принципов развития ребенка вообще и с учетом возрастных закономерностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе [6].
Принципы:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка (развивающий характер образования реализуется через деятельность ребенка в зоне ближайшего развития и является основой организации образовательного процесса в любом учреждении);
- научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в практике дошкольного образования);
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале);
- интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип комплексности методов коррекционного воздействия. Привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе : взаимодействие тифлопедагога с воспитателями и другими специалистами.
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми дошкольного возраста, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
принцип систематичности и последовательности – строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности;
принцип наглядности– использование ярких, контрастных, цветонасыщенных и доступных для бисенсорного восприятия предметов;
принцип доступности обучения– учёт возрастных особенностей, познавательных возможностей, компенсаторных возможностей развития детей с нарушениями зрения;
принцип коррекционно-развивающей направленности – учёт сенсорных возможностей детей в восприятии, особенностей развития, реконструирование и адаптирование пособий, использование технических средств обучения.
Основной формой учёта результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника с нарушением зрения в образовательном пространстве в рамках медицинского и психолого-педагогического сопровождения являются психолого-медико-педагогические консилиумы. На ПМПк актуализируются имеющиеся проблемы в развитии ребёнка, анализируются возможные причины их возникновения, определяется педагогически целесообразный образовательный маршрут с учётом индивидуальных психических особенностей, ориентируясь на «зоны ближайшего развития». Собранная информация фиксируется в сводной таблице «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей» [7].
Данная форма заполнения результатов позволяет хорошо видеть траекторию продвижения ребенка в образовательном пространстве с младшего дошкольного возраста до завершения им уровня дошкольного образования и перехода в школу. Такая организация работы по проведению педагогической диагностики (мониторинга) способствует индивидуализации и дифференциации коррекционно-образовательного процесса в МБ ДОУ.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров для детей с нарушением зрения на начало и конец обучения [7].
Первый год обучения
Развитие зрительного восприятия
— различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, а также белый и черный;
— различает и называет цвета окружающих предметов и предметных;
— соотносит игрушки с цветными изображениями;
— различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и геометрические тела (куб, шар);
— соотносит форму предметов ближайшего окружения с геометрическими фигурами;
— различает, выделяет и сравнивает величину (большой — маленький) предметов ближайшего окружения;
— узнает и правильно называет изображения предметов и простейшие одноплановые сюжетные изображения.
Осязание и мелкая моторика
понимает расположение и название некоторых пальцев;
выполняет заданные тифлопедагогом действия : всей рукой;
отдельными пальцами.
Ориентировка в пространстве
показывает и называет части своего тела, части тела куклы;
выполняет действия по определению правой, левой стороной на себе;
ориентируется в помещениях группы;
определяет источник звука.
Социально-бытовая ориентировка
называет свое имя, фамилию, имена своих родителей;
понимает и обозначает в речи назначение предметов повседневного пользования;
имеет представление о труде взрослых ближайшего окружения.
Четвертый год обучения
Развитие зрительного восприятия:
- зрительно обследует и анализирует предметы по их основным признакам;
- зрительно различает и называет группы предметов с однородными признаками;
- различает геометрические фигуры и объемные фигуры;
- использует эталон формы для анализа основной формы реальных предметов;
- зрительно анализирует форму и величину предметов, отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине;
- выделяет и словесно обозначает величину (ширину, длину) реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине;
- располагает на плоскости предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине;
- видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные дальше, ближе;
- описывает предметы и находит их по описанию, оперирует не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечает признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием;
- составляет из частей целое;
- изображает простейшие пути следования на рисунке и словесно, делает простейшие схемы пространства;
- анализирует сложную форму предметов (3-5 частей) с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) для анализа строения формы предметов.
Осязание и мелкая моторика:
выполняет действия двумя руками;
обследует игрушки двумя руками в определенной
последовательности;
узнает окружающие предметы;
узнает геометрические фигуры и геометрические тела;
выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов;
ориентируется на микроплоскости;
использует осязание в помощь зрению;
использует осязание при общении;
отражает в речи осязательные и тактильные восприятия.
Социально-бытовая ориентировка:
- называет окружающие предметы их разнообразные качества (форму, цвет, вкус, запах);
- ориентируется в многообразии предметов одного вида, проводит группировку предметов по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов;
- дифференцирует предметы внутри одного вида;
- умеет ухаживать за предметами, игрушками, пособиями, хранить и использовать их по назначению;
- знает и называет некоторые инструменты, необходимые для работы взрослых, электроприборы, которые облегчают труд человека;
- вычленяет отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах;
- имеет представление о некоторых общественных учреждениях, называет и понимает их назначение;
- знает и соблюдает правила поведения в общественных местах;
- знает и называет название своего города, домашний адрес, название улицы, на которой расположен детский сад;
- знает и называет разные виды транспорта, их назначение;
- различает проезжую часть дороги, тротуар; понимает значение сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов;
- умеет оценивать эмоциональное состояние человека;
- соблюдает правильную осанку во время ходьбы, за столом и т. д. ;
- знает и соблюдает правила поведения, ухода за телом; стремится к здоровому образу жизни;
- имеет представления о возможностях своего зрения, пользуется зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями;
- знает и называет многие профессии.
Развитие пространственной ориентировки:
- обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использует в речи пространственные термины;
- определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя;
- находит и располагает игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства;
- определяет стороны предметов, наполняющих пространство;
- передвигается в названном направлении, сохраняет направление движения, может обозначать направление движения соответствующими пространственными терминами;
- ориентируется в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры;
- понимает и выполняет практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога;
- контролирует свои действия с помощью зрения и осязания;
- самостоятельно находит дорогу к другим группам, кабинетам врача, медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада;
- узнает помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола;
- ориентируется в микропространстве, умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях;
- располагает предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.
Данная программа получила рецензию и рекомендована для практического использования в системе специального (коррекционного) образования для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс]. - https://nmcmosobl.ru/files/normzakon/Zakon_Obr29122012.pdf.
2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Текст] [Электронный ресурс]. - https://solsad5.ru/wp-content/uploads/2013/05/prikaz_1014.pdf
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) : Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под ред. Л. И. Плаксиной - Москва: Просвещение, 1997.-326 с.
5. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением [Текст] / Е. Н. Подколзина – Москва: Обруч, 2014.- 72с.