Александра Красикова
Рабочая программа театрального кружка «Сказка» для детей 4–6 лет, Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
Обучение на первом этапе предполагает формирование у детей интереса к музыкально-театральному искусству; знакомство с основами театрального искусства; овладение понятийным аппаратом. Большое внимание уделяется работе по усовершенствованию образных, исполнительских умений: развитие музыкальности, координации, пространственной ориентации.
Сентябрь – Октябрь
1. Основы театральной культуры Беседы : «Что такое – театр»
Темочки:
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
«Волшебный мир театра» Развивать интерес детей к сценическому искусству, обогащение знаний детей о театральном искусстве.
2. Техника речи Творческие игры со словом: «Сочини сказку»,«Ручной мяч»
Игры со скороговорками: «Испорченный телефон» («На дворе трава», «Наш Полкан», «Шесть мышат», «Шла Саша».)
Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.
3. Эмоционально-образное развитие Беседа тема: «Действия с воображаемыми предметами»
Игра: «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
4. Театрализованные этюды «Покупка театрального билета», «Утешение», Шел король Боровик», «Что за сказка?», «Изобрази героя» Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов
5. Основы кукловождения «Почему плакал котенок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок» Познакомить с приемами кукловождения настольного театра (плоскостных, конусных фигур)
6. Театрализованные представления
Сказка: «Зайчик и ежик» Братья Гримм
Познакомить детей со сказкой, развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Учить действовать на сцене согласованно.
7. Ритмопластика Игры на развитие двигательных способностей:
«Снеговик», «Баба Яга», «Медведи в клетке» Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Ноябрь – Декабрь
1. Основы театральной культуры Беседы о театральной терминологии
Беседы «Что такое этюд?» Знакомить детей с театральной терминологией, с понятием «этюд»
2. Техника речи Упражнение на опору дыхания: «Эхо», «Гудок», «Свеча».
Упражнение на раскрытие рта с произношением звуков: И-э-а-о-у
Упражнение на вытягивание губ: «Хоботок» Игра: «Птичий двор» Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.
3. Эмоционально-образное развитие Упражнение «Со штангой». Игра: «День рождения», «Угадай, что я делаю» Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно. Развивать память, воображение.
4. Театрализованные этюды Этюды на основные эмоции: Радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.
Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
5. Основы кукловождения «Репка», «Теремок», «Колосок» Познакомить с театром масок, которые можно использовать для драматизации и творческих ролевых игр.
6. Театрализованные представления
Сказка: «Под грибом»
Познакомить детей со сказкой, развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. Вызвать интерес к ряженью, побуждать активно включаться в игру – драматизацию. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Учить действовать на сцене согласованно.
7. Ритмопластика Игры на развитие двигательных способностей: «Японская машинка» Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.
Январь – Февраль
1. Основы театральной культуры Беседа о театре, о театрализованной игре, о творчестве С. Я. Маршака Развивать интерес детей к сценическому искусству, воображение. Познакомить с творчеством С. Я. Маршака.
2. Техника речи Упражнение на опору дыхания: «Насос» Упражнение на дикцию:
«За-за-за, вот идет коза», «Заяц, заяц, чем ты занят?», «Как у бабушки козел»
Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).
3. Эмоционально-образное развитие Театральная игра: «Любитель рыболов»,
«Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Кругосветное путешествие» Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами, фантазию, умение оправдывать свое поведение.
4. Театрализованные этюды Этюды на основные эмоции:
Радость, гнев, грусть. Игры:
«Король», «Морское путешествие» Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение.
5. Основы кукловождения «Снегурушка», «Кот, петух да лиса», «Три медведя» Познакомить с приемами кукловождения настольного театра (игрушек)
6. Театрализованные представления
Сказка: «Красная шапочка»
Познакомить детей со сказкой, обращать внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, работать над голосом. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
7. Ритмопластика Игры:
«Конкурс лентяев», «Гипнотизер» Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах
Март – Апрель – Май
1. Основы театральной культуры Беседы:«Античный театр»,
«Средневековый театр» Знакомство с историей возникновения античного и средневекового театра, их характерными особенностями
2. Техника речи Упражнение на опору дыхания: «Насос», «Спать хочется»
Упражнение на дикцию:
Работа над пословицами и поговорками.
Упражнение на гласные и согласные:
«Шутка» Игра: «Ворона» Продолжить
совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание.
Работа над звуками «Р», «С»
3. Эмоционально-образное развитие Театральная игра: «Метелица», «Карусель», «Сам себе режиссер», «Цирковое представление» Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
4. Театрализованные этюды «Осенние листья» - вальс-фантазия М. И. Глинки «Бабочки» - «Мотылек»
Д. Б. Кабалевского «Утро» - «Утро» Э. Грига или «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
5. Основы кукловождения «Заюшкина избушка», «Теремок» Познакомить с приемами кукловождения теневым театром, настольным театром (пластилиновых игрушек)
6. Театрализованные
представления Сказка: «Кто сказал мяу?» Учить работать с импровизацией текста эпизодов, сценическим воплощением пьесы; развивать воображение, фантазию, детей.
7. Ритмопластика Упражнения:
«Ритмический этюд», «Волна»
Упражнения на внимание и координацию.
Игры: «Считалочка» Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом, гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.
Учебно-тематический план
Второй год обучения.
На этом этапе происходит усвоение основных приёмов актёрского мастерства, развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Сентябрь-октябрь
1. Основы театральной культуры Вводная беседа «Театр – это радость, театр – это необычный мир!», «Театр петрушек» Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить новых воспитанников с театральной студией.
2. Техника речи Скороговорки Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
3. Эмоционально-образное развитие Игры: «Угадай, что я делал», «Найди предмет», «Превращение комнаты» Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами. Закреплять понятия «если бы» и «предполагаемые обстоятельства».
4. Театрализованные этюды «След в след», импровизация этюда
«С новым годом, теремок» Развивать внимание, согласованность действий.
5. Основы кукловождения «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба» Познакомить с приемами кукловождения перчаточных кукол (би-ба-бо)
6. Театрализованные представления Театрализованная игра:
«Петрушкины друзья» Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами и методами театральной педагогики.
Расширять творческие возможность детей, обогащать жизненный опыт; пробуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
7. Ритмопластика Игра: «Умирающий лебедь» (используется музыка К. Сен-Санса «Умирающий лебедь» Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов и мимики.
Ноябрь – Декабрь
1. Основы театральной культуры Беседа о видах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр, опера, балет, оперетта, мюзикл, кукольный театр Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства
2. Техника речи Работа над стихотворениями «Дракон» В. Берестова, «Жадина» С. Я. Маршака Учить детей находить ключевые слова в предложениях и выделять их голосом
3. Эмоционально-образное развитие Игра: «Превращение предмета» Развивать смелость, воображение, фантазию
4. Театрализованные этюды «Гроза», «Сыщики», «Заблудился в лесу», «День рождения», «Болезнь друга», «Новая кукла» Учить детей сочинять этюды с придуманными обстоятельствами
5. Основы кукловождения «Три елочки», «Снегурушка» Познакомить с приемами кукловождения верховых кукол на гапите
6. Театрализованные представления Работа над спектаклем: «Дюймовочка» Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, кукол, музыкального сопровождения.
7. Ритмопластика Упражнения:
«Не ошибись», «Как живешь?» Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.
Январь – Февраль
1. Основы театральной культуры Беседа: «История русского театра»
Беседа о цирковых номерах.
Знакомство с историей возникновения балагана, театра раек, вертепа, петрушечного театра. Знакомить детей с работой над цирковыми номерами
(тема, идея, сверхзадача, жанры цирковых номеров: клоунада, дрессированные тигры, обезьяны, собачки, медведи, фокусник-иллюзионист).
2. Техника речи Творческая игра со словами: «Волшебная корзина»
(сложить слова относящиеся, к музыке, театру и т. д.) Скороговорки
Активизировать ассоциативное мышление детей
3. Эмоционально-образное развитие Клоунада «Белый и Рыжий»,
«Собачки», «Фокусник-иллюзионист», «Канатоходцы», «Говорящий попугай» Учить детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.
4. Театрализованные этюды «Штангисты-тяжеловесы», «Клоуны-акробаты», «Канатоходцы». Развивать воображение, фантазию детей.
5. Основы кукловождения «Три елочки», «Снегурушка» Познакомить с приемами кукловождения ростовых кукол
6. Театрализованные представления «Бычок смоляной бачок» Поддерживать развивать у детей интерес к играм-драматизациям, развивать интуицию и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
7. Ритмопластика Игра: «Факир и змеи» (используется музыка
П. И. Чайковского «Арабский танец из балета «Щелкунчик) Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов и мимики.
Март – Апрель – Май
1. Основы театральной культуры Беседа: «Театры мира: английский, итальянский, французский, русский».
Экскурсия в театр
(посещение сцены, творческих цехов, гримерной, фойе, зрительного зала). Знакомство с мировым театральным искусством. Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание детей на архитектуру и фасад здания.
2. Техника речи Беседа по диалогам басен И. А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Орел и куры», «Листы и корни»,«Ворона и лисица», «Квартет». Формировать четкую и грамотную речь. Добиваться выразительности действия.
Развивать воображение, веру в сценический вымысел.
3. Эмоционально-образное развитие Игра: «Кругосветное путешествие»
Инсценировать с детьми басни И. А. Крылова. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение; расширять кругозор
4. Театрализованные этюды «Профессионалы» Игра: «Иностранец»
Работа с картинками «Эмоции для всех» Развивать мимику и жесты, фантазию, воображение, наблюдательность и память детей.
5. Театрализованные представления Инсценировка по мотивам бурятской сказки «Как собака нашла себе хозяина – друга» Познакомить бурятской сказки «Как собака нашла себе хозяина – друга» Поддерживать стремление играть с театральными куклами настольного театра. Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки.
6. Театрализованные представления Сочинение сказки: «Хитрая лиса»
Работа со скороговорками, стихами, считалками Учить детей коллективно сочинять сказку (каждый ребенок добавляет по слову) Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).
7. Ритмопластика Симфоническая сказка «Петя и волк» Музыка С. Прокофьева Развивать воображение детей, способность к пластической импровизации.