Алсу Валиева
Рабочая программа старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа старшего воспитателя
МБОУ «Радищевская СШ №2 им. А. Н. Радищева»
Валиевой Алсу Тимерхановны
на 2020-2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4
1.1 Пояснительная записка 4
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ДОУ 5
1.3 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации ООП ДО 8
1.4 Принципы и подходы к формированию Программы 12
1.5 Планируемые результаты освоения ООП ДО 18
Публикация «Рабочая программа старшего воспитателя» размещена в разделах
1.6 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности 19
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 20
2.1 Содержание методической работы 20
2.2 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников 21
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 23
3.1 Особенности образовательного процесса 23
3.2 Модель методической деятельности (циклограмма) 24
3.3 Модель образовательного процесс на 2020-2021 учебный год 25
3.4 Особенности организации РППС 27
3.5 Материально-технические и финансовые условия реализации Программы 29
Приложение 34
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Радищевская СШ №2 им. А. Н. Радищева» (дошкольная группа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1.6. до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому развитию, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Программа включает в себя обязательную часть, разработанную с уч том работы учреждения по Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Обучение и воспитание носит светский общедоступный характер и ведется на русском языке.
Нормативно-правовая база разработки Программы основывается на :
1. Приказ Министерства Образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС ДО».
2. Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании».
3. Постановление Главного государственного саниарного врача РФ № 26 от 15.05.2013 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Устав МБОУ «Радищевская СШ №2 им. А. Н. Радищева» (дошкольная группа).
Информация о ДОУ:
Адрес 433910, Ульяновская область р. п. Радищево ул. Кооперативная д. 29,
телефон 8423921365
Год открытия 1981
Учредитель Управление образованием Радищевского района
Нормативно-правовой статус Юридическое лицо. Имеет Устав, печать, лицензию на право введения
образовательной деятельности
Режим деятельности 10,5 часов (7.30-18.00, рабочая неделя — 5 дней.
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ДОУ
В детском саду функционирует 4группы, количество воспитанников — 65 человек.
Возраст детей Наименование групп Количество групп Количество детей Количество
воспитанников в группе
от 1.6 до 3 лет 1 младшая группа 1 13 19
от 3 до 4 лет младше-средняя группа 1 16 22
от 4 до 5 лет средне-старшая группа 1 22 23
от 5 до 7 лет старше- подготовительная группа 1
14 21
В учебном году успешно работает дополнительное образование для воспитанников : «Оригами», «Музыкальная капель».
Сведения о педагогах.
В учебном году организация образовательного процесса осуществляется педагогическим коллективом, в состав которого входят воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог – психолог, заведующий.
Руководителем учреждения является Светлана Васильевна Стрелкова, которая имеет высшее профессиональное образование.
Детский сад обеспечен педагогическими кадрами на 100%.
В штатное расписание включены 9 педагогов, из них 1 старший воспитатель и 1 музыкальный руководитель:
40 % — педагогов с высшим образованием,
60 % — со средне — профессиональным образованием,
Курсы повышения квалификации педагоги детского сада проходят в соответствии с Планом-графиком.
Квалификационные категории:
30 % — имеют высшую квалификационную категорию,
10 % — педагогов имеют первую квалификационную категорию;
60 % — соответствие занимаемой должности.
По стажу педагогической работы :
до 5 лет от 5 до 10 лет более 20
20% 20% (2) 60% (6)
90% педагогов владеют информационно-коммуникационными технологиями.
Личные профессиональные качества педагогов, возрастные особенности, имеющееся профессиональное образование и педагогический стаж помогают педагогам овладеть интегративным подходом к педагогической деятельности, решать профессиональные проблемы на основе опыта, знаний и ценностей, видению перспектив развития каждого ребенка.
Одним из главных направлений деятельности методической службы является целенаправленная системная работа по повышению уровня мастерства педагогического коллектива; развитие творческой инициативы; определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Сведения о семьях воспитанников.
Сведения о семьях Количество воспитанников 65 118
Полная семья 60 83
Неполная семья 5 25
Многодетная семья 30 11
Семья с опекунами 1 1
Возраст родителей До 30 лет 25 54
До 40 лет 35 56
После 40 лет 5 8
Образовательный уровень Среднее образование 20 24
Среднее специальное, 30
профессиональное образование 52
Высшее образование 13 42
Социальный статус родителей Рабочие 45 104
Служащие - 7
Предприниматели 5 5
Безработные 15 2
1.3 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации ООП ДО
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих целей и задач.
Цели (обязательная часть) :
-Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
-Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
-Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Задачи (обязательная часть) :
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10) воспитывать уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Цели образования ребенка дошкольного возраста (часть, формируемая участниками ОО) :
-Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности.
- Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, родному краю, культурному наследию своего народа.
-Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
- Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
- Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.
Качественная реализация Образовательной программы (взаимодействие с макросоциумом) :
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования: ЦДТ, ЦРБ, РДК, ОГБПОУ РТТ для обеспечения самораскрытия личности и самореализации творческих способностей воспитанников и родителей.
-формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- развитие экологической культуры ребёнка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма;
-формирование основ ЗОЖ;
-формирование безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
- подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении;
- сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за своё поведение;
-научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, анализировать, обобщать, моделировать её, предвидеть опасность, прогнозировать её последствия.
Психолого-педагогические задачи (часть, формируемая участниками ОО) :
Моя семья
- Формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной.
- Воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи.
Моя малая Родина
-Развивать у детей интерес к родному городу (селу) : к улицам, районам, достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн, традициям.
-Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
-Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города (села, горожан (сельчан, культурных мероприятиях, социальных, природоохранных акциях.
-Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу (селу).
-Расширять представления детей о том, что делает малую родину (город село) красивым.
-Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей своего города (села).
ОБЖ
- Подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение, научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, анализировать, обобщать, моделировать ее, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия;
- Формировать представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений.
-Воспитывать ответственность за свои поступки.
-Тренировать самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт.
1.4 Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы формирования образовательной программы согласно ФГОС ДО :
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства, обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования, к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка, опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.