Марина Парамзина
Рабочая программа «Сенсомоторное развитие детей второй младшей группы с использованием Монтессори материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Программы.
1.3 Концептуальная основа Программы.
1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1.5 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 3-4 лет
1.6 Целевые ориентиры
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.3 Психологическое сопровождение в образовательных областях
Публикация «Рабочая программа „Сенсомоторное развитие детей второй младшей группы с использованием Монтессори материалов“» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
2.4 Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей второй младшей группы.
2.5 Перспективное планирование непосредственно образовательнойдеятельности интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей второй младшей группы.
2.6 Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по дидактической системе М. Монтессори второй младшей группы.
2.7 Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по дидактической системе М. Монтессори во второй младшей группе
2.8 Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
3. Организационный раздел
3.1 Режим непосредственно образовательной деятельности
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы
3.3 Учебно – методическое обеспечение Программы
3.4 Развивающая предметно – пространственная среда
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д / с № 484 г. Новосибирска, в соответствии с федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветиак» под редакцией Н. Ю. Куражевой и М. Монтессори «Руководство к моему методу», М. Г. Сорокова «Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори».
Цели и задачи реализации программы.
Цель - создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Задачи:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;
• предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию;
• поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;
• формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Принципы и подходы к формированию Программы
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые, полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В программу входит разработки занятий с использованием Монтесори – материала.
Упражнения со специальным дидактическим материалом Марии Монтессори формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, анализировать; готовят к изучению математики, музыки, других направлений.
Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы ребенок мог по отдельности развивать различные чувства, такие как осязание, вкус, обоняние и др. В таких упражнениях ребенок также учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и осязать форму предметов.
Свободная деятельность детей с дидактическим материалом Монтессори помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга.
Планируемые результаты усвоения программы.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений:
*Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
*Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
* Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
* Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе);
* Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
* Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
*Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
* Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
* Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
* Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
* Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
* Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование, аппликация).
*У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Планируемые результаты усвоения программы по системе Марии Монтессори
В практической жизни 1. Самостоятельно или при минимальной помощи взрослого одевается и раздевается;
2. Застегивает, растегивает: пуговицы, молнии, крючки; шнурует и чистит обувь; причесывается, моет руки.
3. Самостоятельно умеет переливать воду из одного сосуда в другой или несколько;
4. Самостоятельно пересыпает зерно или песок из сосуда в сосуд с помощью ложки;
5. Работает с пинцетом, прищепками, ножницами.
6. Сортирует природные материалы: шишки, ореха, семечки, бобы и т. д. ;
7. Аккуратно складывает салфетки.
Сенсорное развитие 1. Собирает предметы по принципу увеличения – уменьшения;
2. Называет основные цвета и некоторые оттенки;
3. Различает шершавые и гладкие поверхности;
4. Различает предметы по степени их шершавости;
5. Определяет свойства ткани: толстая – тонкая, мягкая, гладкая;
6. Различает шумы: громкий, тихий.
7. Различает массу предмета, владеет понятиями «тяжелый - легкий»;
8. Называет квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, шар, куб.
9. Различает ощущения «горячий - холодный», владеет понятиями «горячий», «холодный», «теплый»;
10. Определяет вкусовые свойства: сладкий, кислый, горький, соленый;
11. Под контролем педагога режет бумагу;
12. Завинчивает гайки и болты.
Математика
1. Умеет выстраивать ряд от 1 до 10;
2. Узнает и называет цифры от 1 до 5;
3. Знает и называет геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник,
Развитие речи 1. Владеет связной речью;
4. Знает некоторые буквы
Знания и понятия об окружающем мире 1. Знает свое имя, фамилию, домашний адрес;
2. Называет времена года, смену дня и ночи;
3. Классифицирует овощи, фрукты, животных и птиц;
4. Называет части тела человека, животных;
5. Различает сушу и воду.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержания организационной деятельности по эмоционально – волевому и сенсорному развитию детей второй младшей группе
Программа представляет собой цикл систематизированных занятий, имеющий логически продуманное начало и завершение. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности: вторая младшая группа – восприятие, эмоциональная сфера.
Подгрупповые занятия направлены на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, завершающей.
Цель вводной части – вызвать чувство доверия, безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение. Во вводной части занятия используются упражнения – приветствия, игры – разминки. Основная часть занятия включает традиционные игры и упражнения, а также работа с Монтессори материалом.
В основной части используются
игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики;
игры и упражнения на ориентировку в рисуночных и схематических изображения эмоций;
упражнения на выявления отношения детей к разным эмоциям;
игры и задания, направленные на развитие произвольности;
коммуникативные игры;
игры на разрядку отрицательных эмоций;
ролевые игры, ролевые действия;
направленное рисование, лепка;
упражнения на установление связи между событиями и эмоцией;
упражнения с сенсорным материалом по системе Марии Монтессори;
упражнения для развития навыков практической жизни по системе М. Монтессори.
Итоговая часть занятия направлена на снижение мышечного напряжения, укрепление сплоченности группы. Для этого используются упражнения и игры на напряжение и расслабление, ритуал прощания.
Особенностью в организации образовательного процесса по системе Марии Монтессори является специально организованные развивающие занятия. Они могут быть по форме: 1)групповые; 2) индивидуальные.
1. Групповое занятия служат для стимулирования самостоятельности детей. Эти занятия способствуют ориентации детей в окружающей обстановке и их адаптации к повседневной жизни группы. На общем занятии присутствует вся группа детей – это способствует более дружеским отношениям между ними.
2. Отличие группового занятия от общего заключается в том, что презентация нового материала предлагается малой группе детей.
3. Индивидуальное занятие даётся ребёнку специально для того, чтобы он успешно освоил последовательность действий работы с материалом. Или даётся повторная презентация ребёнку работы с материалом.
Помимо общих занятий в образовательном процессе присутствуют и другие занятия – занятия экспрессии, в групповом помещении проводят воспитатели (изобразительной деятельности, театрализации, двигательной и музыкальной деятельности).
Чтобы подготовить детей к дальнейшей работе с материалом проводится работа на линии. Включает в себя: приветствие, ходьба по линии, пальчиковая гимнастика и т. д.
Урок тишины: предназначен для того, чтобы позволить ребёнку ощутить тишину и научиться ценить её. Он способствует достижению ребёнком внутренней дисциплины и осознанного внимания.
Дети успешно осваивают новый материал благодаря реализации основного принципа – свободы выбора.
В Монтессори-группе под понятием свободного выбора подразумевается:
- выбор материала (из полного комплекта Монтессори-материалов, соответствующие требованиям к организации подготовительной среды);
- выбор времени для работы и времени длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом;
- выбор рабочего места;
- выбор товарища или группу товарищей для совместной работы;
Психологическое сопровождение в образовательных областях
«Социально-коммуникативное развитие»
Группа Развивающие задачи
Младшая группа Стимулировать положительное самоощущение.
Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.
Повышать чувство защищенности.
Стимулировать стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.
Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения; умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность.
Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм.
Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.
«Познавательное развитие»
Группа Развивающие задачи
Вторая
младшая Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях, применять предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях, пользоваться различными приемами для решения проблемно-практических задач, выделять сенсорные признаки, использовать разные перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством объектов, выделять существенные признаки предметов.
Формировать умение отличать «добрых» («хороших») и «злых» («плохих») персонажей; стремление содействовать добрым, выражать к ним положительное отношение, переживать победу положительных персонажей, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей, выражая свои эмоции
«Речевое развитие»
Группа Развивающие задачи
Вторая
младшая Развивать навыки диалогического общения.
«Художественно-эстетическое развитие»
Группа Развивающие задачи
Вторая
Младшая Вызывать радость при восприятии произведений изобразительного искусства, художественных произведений, поддерживать стремление интересоваться ими, любоваться красивым.
Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности, давать простые эмоциональные оценки, замечать данные произведения в повседневной жизни, непосредственном окружении.
Развивать способность принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия; до начала деятельности определять, что будет создавать; реализовывать замысел.
Вызывать радость при восприятии музыкальных произведений.
Поддерживать интерес к разным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в ней, действовать под музыку в соответствии с ее настроением, обыгрывать музыкальные образы, подражать действиям взрослого под музыку.
Формировать умения ритмично двигаться, топать, хлопать в ладоши под музыку, реагировать движениями на изменение громкости, темпа и ритма музыки.
«Физическое развитие»
Группа Развивающие задачи
Вторая
младшая Развивать целенаправленность движений.
Формировать умения выполнять движения точно, координировано; управлять своим телом; подражать движениям, которые демонстрирует взрослый; принимать задачу научиться движению, понимать простые речевые инструкции.
Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
Тематическое планирование интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей второй младшей группы.
Месяц Перечень занятий
Октябрь Занятие 1. Знакомство.
Занятие 2. Давай дружить
Занятие 3. Правила поведения на занятиях
Занятие 4. Я и моя группа
Ноябрь Занятие 5. Радость
Занятие 6. Грусть
Занятие 7. Гнев
Занятие 8. Словарик эмоций
Декабрь Занятие 9. Сказка «Теремок». Обобщение: животные
Занятие 10. Л. Ф. Воронкова «Маша - растеряша». Обобщение: одежда, обувь.
Занятие 11. Восприятие формы.
Занятие 12. Восприятие цвета
Январь Занятие 13. Зима
Занятие 14. Восприятие величины (широкий – узкий, длинный - короткий)
Занятие 15. Восприятие величины (большой – маленький)
Занятие 16. Наблюдение– 1
Февраль Занятия 16. Диагностика
Занятие 17. Сказка «Сбежавшая игрушка». Обобщение: игрушки
Занятие 18. Мальчики - одуванчики
Занятие 19. К. И. Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда
Март Занятие 20. Девочки – припевочки
Занятие 21. Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь
Занятие 22. Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель
Занятие 23. Страна Вообразилия
Апрель Занятие 24. День смеха
Занятие 25. Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые
Занятие 26. Словарик эмоций. Обобщение
Занятие 27. Словарик эмоций. Закрепление
Май Занятие 28. Итоговая диагностика – 1
Занятие. 29. Итоговая диагностика – 2
Перспективное планирование интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей второй младшей группы.
Сентябрь
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 Знакомство Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13
2 Давайте дружить Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 .
3 Правила поведения на занятиях. Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20
4 Я и моя группа Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 .
Октябрь
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 Радость Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 Знакомство с эмоцией «радость».
2 Грусть Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32 Знакомство с эмоцией «грусть».
3 Гнев Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 36 Знакомство с эмоцией «гнев».
4 Словарик эмоций Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 40
Ноябрь
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 Разноцветный паровозик Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46
2 Пригласительный билет Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49
3 Восприятие величины Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53
4 «Мое настроение» Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 35
Декабрь
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 «Здравствуй, зима!» Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57
2 «Я хочу» Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 28
3 «Я могу» Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 31
4 Восприятие длины (длинный – короткий) Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 68
Январь
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 Восприятие величины (широкий – узкий) Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73
2 Сказка «Сбежавшие игрушки» Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 78
3 Сказка «Теремок» Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 84
4 К. И. Чуковский «Федорино горе». Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90
Февраль
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 Л. Ф Воронкова «Маша – растеряша» Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98
2 Мальчики - одуванчики Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 104
3 Девочки – припевочки. Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108
4 Сказка «Три медведя» Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 113
SSS 8195;
Март
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 Здравствуй, весна. Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 134
2 Сказка «Репка» дружба, взаимопомощь. Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117
3 Страна Вообразилия. Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 121 Развивать фантазию и воображение. Формировать интерес к творческим играм. Конверт с приглашением, рисунки к сказкам, «Чудо-дерево», карточки
4 День смеха Н. Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 130
Апрель
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 «Плохо быть одному» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 38
2 «Мы разные» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 41
3 «Мы веселимся, смеемся и играем» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 38
4 «Говорим руками и телом» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 38
Май
№ Название занятия Источник Цель Материалы
1 «Помогаем друг другу» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 38
2 «Дружная семья» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 58
3 «Маленький помощник» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 61
4 «Урок общения» И. А. Пазухина «Давайте поиграем!»
стр. 87
Взаимодействие с родителями воспитанников.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме:
Тематические консультации;
Педагогические беседы с родителями;
Круглый стол;
Наглядная пропаганда;
Совместное проведение развлечений;
Совместное творчество.
Помощь в пополнение предметно – пространственной развивающей среды.
Перечень оборудования к программе:
1. Демонстрационные методические материалы – изображение детей в определенном эмоциональном состоянии (радость, злость, страх, грусть); изображение человечков – эмоций (радость, злость, страх, грусть); конверт с пиктограммами.
2. Сенсорный материал
3. Фонотека.
4. Предметные игрушки.
5. Цветные мелки.
6. Краски, карандаши, фломастеры.
7. Писчая и цветная бумага.
8. Строительный материал.
Материально-техническое обеспечение Программы
Учебно – методическое обеспечение Программы
Развивающая предметно – пространственная среда
Подробнее смотрите в паспорте Монтессори кабинета.