Елена Фиклеева
Рабочая программа «Развитие сенсорного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы : программа для детей с ограниченными возможностями (сложной структурой дефекта, проживающих в учреждении социальной защиты населения Московской области "Красно-Дубравском детском доме-интернате "Журавушка".
Статус программы : рабочая программа учебного курса.
Назначение программы :
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Коррекционно-развивающая образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах и права на гарантию качества получаемых услуг;
Категория обучающихся: дети, находящиеся на индивидуально-дифференцированном обучении в ГБСУСО МО КДДДИ "Журавушка".
Сроки освоения программы : 1-2 года.
Объем учебного времени: 12 часов в год.
Режим занятий: индивидуальные занятия, (1 раз в неделю, длительностью –10 минут.
Формы контроля: диагностическое обследование.
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Развитие сенсорного восприятия на основе тактильных анализаторов» для воспитанников, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении, в учреждении социальной защиты населения Московской области, составлена на основании следующих правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка 1989г.
2. Конституция РФ.
3. Закон РФ "Об образовании" 2012г.
4. Федеральный закон №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ от 23.12. 2013г.
5. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой и Е. АСтребелевой, Москва «Просвещение», 2005г.
6. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика – развитие – коррекция» под редакцией Л. Б. Баряевой, Санкт-Петербург, ЦДК, 2012 год.
7. Программа для детских домов-интернатов для умственно-отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей инвалидов под редакцией Е. Д. Худенко, АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва, 2007 год.
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств.
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития.
Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, И. А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т. А. Басиловой, М. А. Боровской, Т. В. Лисовской. Все они сходятся в том, что
фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации.
Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека.
С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.
Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса, так и словесного обозначения качества и свойства предмета, его основного признака.
На первом этапе работа начинается с определения зон кожной чувствительности тела ребенка и приучения детей к положительному реагированию на определенные раздражители.
На втором этапе педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка.
На третьем этапе педагог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов.
На четвертом этапе педагог побуждает ребенка выполнять полу сопряженные, потом самостоятельные действия с предметами.
Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.
Цель: формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности у детей со сложными психофизическими нарушениями и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- формирование у детей интереса к изучению объектов живого и неживого мира;
- знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту;
- знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы;
- обогащение чувственного (тактильного) опыта детей посредством соприкосновения с объектами живой и неживой природы и природными явлениями.
Коррекционно-развивающие :
- коррекция и развитие тактильной чувствительности;
- развитие пассивного словаря;
- улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
- побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ, которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями;
- расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
- развитие умений дифференцировать осязательные ощущения;
- развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.
Воспитательные :
- воспитание положительного отношения к занятиям;
- воспитание эстетического вкуса.
Формы оценивания и контроль.
При оценивании нужно учитывать следующие моменты:
- степень умственной отсталости.
- уровень патологии органов зрения, слуха, речи.
- уровень физического развития.
Результаты контроля отражаются в ежедневном мониторинге предмета. Анализ и контроль овладения программой осуществляется в конце учебного года.
Основные технологии обучения :
• личностно-ориентированные;
• уровневая дифференциация;
• здоровьесберегающие;
• игровые;
• музыкотерапевтические;
• сказкотерапевтические.
Основные методы, формы, приемы, средства обучения.
- метод пассивного стимулирования;
- метод активного стимулирования;
- метод сопряженных действий;
- метод последовательности;
- метод систематичности;
- метод повтора;
- метод побуждения.
Особенности образовательного процесса включают различные формы занятий:
- упражнения рефлекторного характера;
- пальчиковую гимнастику;
- игры на развитие тактильной чувствительности;
- пальчиковые игры.
Ожидаемые результаты овладения универсальными учебными действиями.
Личностные универсальные учебные действия
1. Положительно относиться к занятиям по развитию тактильного восприятия.
2. С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
3. Понимать правила поведения на занятиях.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Принимать выделенные педагогом ориентиры действия.
3. Удерживать цель деятельности.
4. Принимать установленные правила поведения на занятиях.
Познавательные универсальные учебные действия
1. Отзываться на свое имя и фамилию, понимать словесное обращение воспитателя.
2. Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела мягких, пушистых и жестких, колючих.
3. Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела мокрых и сухих раздражителей.
4. Выражать реакцию (эмоциональную, двигательную, используя вокализацию) на различение прикосновений к открытым участкам тела теплых и холодных раздражителей.
5. Различать приятные и неприятные прикосновения.
6. Не противиться сопряженным действиям.
7. Захватывать и удерживать игрушку из разного материала.
8. Обследовать игрушку, предмет руками, ладошкой.
9. Знать функциональное значение предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
2. Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить общение с ними.
3. Овладевать невербальными способами общения.
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
1. Природные материалы.
2. Упаковочные материалы.
3. Бытовые мелочи.
4. Предметы обихода.
5. Игрушки из материала разной фактуры.
6. Сенсорные бассейны.
7. Подборка аудио записей релаксирующей музыки и музыки для занятий.