МААМ-картинки

Рабочая программа психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2–3 года к условиям ДО

Любовь Александрова
Рабочая программа психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2–3 года к условиям ДО
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ»

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи основной образовательной программы

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего дошкольного возраста 2 – 3 лет

Публикация «Рабочая программа психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2–3 года к условиям ДО» размещена в разделах

1.5 Планируемые результаты освоения Программы

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса адаптации к ДОУ

2.2 Этапы работы по программе

2.3 Содержание деятельности воспитателей и педагога-психолога на основных этапах работы

по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ

2.4 Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ

2.5 Технология психологической поддержки детей в адаптационный период

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 План работы 1 младшей группы «Малышата» в адаптационный период

3.2 Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Малышата» на 2019 – 2020 уч. г.

Список литературы

Приложения

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Актуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

• к отсутствию близких, родных людей;

• к соблюдению режим дня;

• к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Цель этого процесса – адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это полезно для здоровья и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад – это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

1.2 Цель и задачи основной образовательной программы

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психолого-педагогической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (2 – 3 лет) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.

Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через :

1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;

2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;

3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;

4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.

Данная рабочая программа разработана с учетом основных требований к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется посредством основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также в соответствие со следующими нормативными документами:

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

Уставом ГБОУ ООШ № 4.

Лицензией на образовательную деятельность.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

Принцип гуманизма.

Принцип природосообразности и индивидуализации.

Принцип развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

1.4 Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста 2 – 3 лет

Второй год жизни характеризуется предметной ведущей деятельностью детей, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве с взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.

Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т. д., в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.

Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

Ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.

Активная речь появляется в 1,5 года. Это период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.

Общение ребенка с взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.

Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.

Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.

Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка с взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка с взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.

Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится, не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается, прежде всего, как средство общения с взрослым.

На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.

Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.

Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.

К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.

Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.

Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.

На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.

1.5 Планируемые результаты освоения Программы

После внедрения Программы адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» будет проведен анализ уровня адаптации, который определит в числовом значении высокий, средний и низкий уровни адаптации.

По результатам проведённого анализа можно сделать вывод об успешности проведения периода адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в 2019 – 2020 учебном году.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса адаптации к ДОУ

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е. развиваться.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.

Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:

1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым.

2. Условия, связанные с новой организацией среды.

3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками.

Для успешной адаптации решающее значение имеют:

функциональное состояние организма, показатель- работоспособность;

особенности обменных процессов;

тип нервной системы и темперамента;

тренированность нервно-психических механизмов;

психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям.

Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация при неправильной организации.

Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова).

У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап.

Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии :

- положительный эмоциональный фон;

- продуктивность действий в новых условиях;

- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;

- инициативность в контактах с взрослым, сверстником;

- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;

- наличие самостоятельной деятельности по интересам.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр., так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве с взрослым, познании, признании, одобрении и т. п., в новой среде и новыми средствами.

2.2 Этапы работы по программе

Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по программе осуществляется поэтапно.

I этап: подготовительный

Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.

Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.

II этап: основной

Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.

Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей, корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

III этап: заключительный

Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, консультирование педагогов и совместный анализ адаптированности детей к ДОУ, с внесением корректив в процесс адаптации, анализ проделанной работы.

2.3 Содержание деятельности воспитателей и педагога-психолога на основных этапах работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ

2.4 Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в два этапа.

1 этап – первичная диагностика

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Методы:

1) анкетирование родителей

2) данные анкетирования дополняются по необходимости беседой с родителями.

3, определяется прогноз на течение адаптации

2 этап – текущая диагностика

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 План работы в 1 младшей группы «Малышата» в адаптационный период

3.2 Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Малышата» на 2019 – 2020 уч. г.

Список литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006

2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб. : Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера, 2010

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Речь, 2005

4. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006

5. Терехина О. А. Здравствуй, детский сад! : психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к дошкольному учреждению / О. А. Терехина, В. С. Богословская. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006

6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003

7. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет – М. : АНО «ПЭБ», 2007

8. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2–3 года к условиям ДО
Опубликовано: 24 июля 2020 в 19:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2–3 года к условиям ДО» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Александрова (УИ 2380017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД