Любовь Александрова
Рабочая программа психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2–3 года к условиям ДО
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ»
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи основной образовательной программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего дошкольного возраста 2 – 3 лет
Публикация «Рабочая программа психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2–3 года к условиям ДО» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса адаптации к ДОУ
2.2 Этапы работы по программе
2.3 Содержание деятельности воспитателей и педагога-психолога на основных этапах работы
по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
2.4 Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
2.5 Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 План работы 1 младшей группы «Малышата» в адаптационный период
3.2 Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Малышата» на 2019 – 2020 уч. г.
Список литературы
Приложения
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
• к отсутствию близких, родных людей;
• к соблюдению режим дня;
• к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Цель этого процесса – адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это полезно для здоровья и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад – это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
1.2 Цель и задачи основной образовательной программы
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психолого-педагогической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (2 – 3 лет) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через :
1) создание благоприятного психологического климата в группе детей;
2) формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;
3) формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;
4) помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
5) помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.
Данная рабочая программа разработана с учетом основных требований к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется посредством основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также в соответствие со следующими нормативными документами:
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
Уставом ГБОУ ООШ № 4.
Лицензией на образовательную деятельность.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Принцип гуманизма.
Принцип природосообразности и индивидуализации.
Принцип развития.
Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.
Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
1.4 Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста 2 – 3 лет
Второй год жизни характеризуется предметной ведущей деятельностью детей, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве с взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т. д., в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
Ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
Активная речь появляется в 1,5 года. Это период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка с взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.
Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка с взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка с взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится, не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается, прежде всего, как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
После внедрения Программы адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» будет проведен анализ уровня адаптации, который определит в числовом значении высокий, средний и низкий уровни адаптации.
По результатам проведённого анализа можно сделать вывод об успешности проведения периода адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в 2019 – 2020 учебном году.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса адаптации к ДОУ
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым.
2. Условия, связанные с новой организацией среды.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
функциональное состояние организма, показатель- работоспособность;
особенности обменных процессов;
тип нервной системы и темперамента;
тренированность нервно-психических механизмов;
психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям.
Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация при неправильной организации.
Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е. И. Морозова).
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап.
Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии :
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах с взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр., так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве с взрослым, познании, признании, одобрении и т. п., в новой среде и новыми средствами.
2.2 Этапы работы по программе
Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа по программе осуществляется поэтапно.
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей, корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
III этап: заключительный
Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, консультирование педагогов и совместный анализ адаптированности детей к ДОУ, с внесением корректив в процесс адаптации, анализ проделанной работы.
2.3 Содержание деятельности воспитателей и педагога-психолога на основных этапах работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
2.4 Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в два этапа.
1 этап – первичная диагностика
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Методы:
1) анкетирование родителей
2) данные анкетирования дополняются по необходимости беседой с родителями.
3, определяется прогноз на течение адаптации
2 этап – текущая диагностика
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 План работы в 1 младшей группы «Малышата» в адаптационный период
3.2 Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Малышата» на 2019 – 2020 уч. г.
Список литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006
2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб. : Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера, 2010
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Речь, 2005
4. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие / Н. В. Кирюхина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006
5. Терехина О. А. Здравствуй, детский сад! : психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к дошкольному учреждению / О. А. Терехина, В. С. Богословская. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М. : Книголюб, 2003
7. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет – М. : АНО «ПЭБ», 2007
8. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт. -сост. Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012