Наталья Владиславовна Тарасова
Рабочая программа по основы духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе
▼ Скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишеевский многопрофильный лицей имени Н. К. Джорджадзе
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей ___
Протокол № ___ от ___
Руководитель МО
___ Согласовано
Заместитель директора
___ Утверждаю
Директор МОУ Ишеевского
многопрофильного лицея
___ Р. Р. Зелимов
Приказ № ___ от ___ г.
Рабочая программа
Предмет – «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Класс – 5
Уровень – основное общее образование
Всего часов - 34
Публикация «Рабочая программа по основы духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Количество часов в неделю – 1
Тарасова Наталья Владиславовна
ФИО
Учитель ОРКСЭ и ОДНКНР
предмет
пгт Ишеевка
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы ООО МОУ Ишеевского многопрофильного лицея.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт. -сост. М. Т. Студеникин. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Основная цель предмета - воспитание инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
• Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
• Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
• Формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию веротерпимости, уважительного отношения к религиоз-ным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Основа новизны учебной программы :
1. Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») изучается в объёме 1 ч в неделю. Количество часов в год 34 часа.
2. Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие обучающихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
3. Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников,воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.
Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…” Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
4. На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.
5. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса “Речевой этикет”.
6. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
В связи с этим, многие темы включены в материал регионального компонента.
7. В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Программой предусмотрено проведение творческих работ :
- «Мое отношение к миру»,
- «Мое отношение к людям»,
- «Мое отношение к России»,
- «С чего начинается Родина»,
- «Герои России»,
- «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)»,
- «Мой дедушка – защитник Родины»,
- «Мой друг», и т. д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.).
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Место учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом МОУ Ишеевского многопрофильного лицея на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе отводится 34 часа (из них__0__часов за счет части, формируемой участниками образовательных отношений). Рабочая программа предусматривает обучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в объёме 1 часа в неделю, в год 34 часа на базовом уровне.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательной деятельности Количество
1 Литература для учителя
1.1. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт. -сост. М. Т. Студеникин. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2013.
1.2.
1.3.
2 Литература для ученика
2.1. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт. -сост. М. Т. Студеникин. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2013.
2.2.
2.3.
3 Технические средства обучения
3.1. Компьютер (ноутбук)
3.2. Мультимедийный проектор
3.3. Экран
4 Электронные образовательные ресурсы
4.1. Наименование сайтов:
1. https://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/
2. https://relig.info/
3. https://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-33
4. https://www.abc-people.com/typework/art/doc-1.htm
5. https://www.krugosvet.ru/
6. Журнал «Вестник образования России» : https://www.vestniknews.ru
7. Российский портал открытого образования: https://www.openet.edu.ru
8. Учительская газета: https://www.ug.ru
9. Федеральный портал «Российское образование» : https://www.edu.ru
4.2. Наименование электронных пособий
5 Оборудование
5.1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев 10 столов/ 20 стульев
5.2. Стол учительский со стулом 1/1
5.3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий 3
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данный учебный предмет позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих качеств:
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметным результатом изучения предмета является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Коммуникативные УУД:
- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
- Развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.
Результаты, формирующие ИКТ - компетентность.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Основы религиозных культур и светской этики – 30 часов
Тема 1. Введение в предмет. Гражданин России (2 часа)
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей - гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Порядочность (2 часа)
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Совесть (2 часа)
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Тема 4. Доверие и доверчивость (2 часа)
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Милосердие и сострадание (2 часа)
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Правда и ложь (2 часа)
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Тема 7. Традиции воспитания (2 часа)
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Тема 8. Честь и достоинство (2 часа)
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпимость и терпение (2 часа)
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Тема 10. Мужество (2 часа)
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Тема 11. Равнодушие и жестокость (2 часа)
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Тема 12. Самовоспитание (2 часа)
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Тема 13. Учись учиться (2 часа)
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Речевой этикет (2 часа)
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Тема 15. Мои права и обязанности (2 час)
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Раздел 2. Духовные традиции многонационального народа России – 4 часа
Презентации творческих работ и проектов (4 часа)
Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Творческие и проектные работы
1 Раздел 1. Основы религиозных культур и светской этики.
Введение в предмет. Гражданин России 30 часов
2 часа Творческая работа «С чего начинается Родина»
2 Порядочность 2 часа Творческая работа «Мое отношение к людям»
3 Совесть 2 часа Творческая работа «Мое отношение к миру»
4 Доверие и доверчивость 2 часа
5 Милосердие и сострадание 2 часа Творческая работа «Мой друг»
6 Правда и ложь 2 часа
7 Традиции воспитания 2 часа Творческая работа «Мое отношение к России»
8 Честь и достоинство 2 часа
9 Терпимость и терпение 2 часа
10 Мужество 2 часа Творческая работа «Герои России»
11 Равнодушие и жестокость 2 часа
12 Самовоспитание 2 часа Творческая работа «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)»
13 Учись учиться 2 часа Творческая работа «Мой дедушка – защитник Родины»
14 Речевой этикет 2 часа
15 Мои права и обязанности 2 часа
16 Раздел 2. Духовные традиции многонационального народа России.
Презентации проектов 4 часа
4 часа Проектные работы «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.).
Календарно-тематическое планирование
№ урока Наименование раздела, темы уроков Количество часов Дата проведения
по плану факт.
1-2 Раздел 1. Основы религиозных культур и светской этики.
Введение в предмет. Гражданин России 30 часов
2 часа
3-4 Порядочность 2 часа
5-6 Совесть 2 часа
7-8 Доверие и доверчивость 2 часа
9-10 Милосердие и сострадание 2 часа
11-12 Правда и ложь 2 часа
13-14 Традиции воспитания 2 часа
15-16 Честь и достоинство 2 часа
17-18 Терпимость и терпение 2 часа
19-20 Мужество 2 часа
21-22 Равнодушие и жестокость 2 часа
23-24 Самовоспитание 2 часа
25-26 Учись учиться 2 часа
27-28 Речевой этикет 2 часа
29-30 Мои права и обязанности 2 часа
31-34 Раздел 2. Духовные традиции многонационального народа России.
Презентации проектов 4 часа
4 часа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишеевский многопрофильный лицей имени Н. К. Джорджадзе
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет Класс Учитель Дата
пропущенного
урока Тема Количество
часов Причина
корректировки Способ
корректировки
по
плану по
факту