Екатерина Муратова
Рабочая программа подготовки медиаторов Школьной Службы Примирения
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Школьная служба примирения (ШСП) – это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда. Ядром этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией, где волонтер или куратор ШСП выступает в роли нейтрального посредника (медиатора). В службе примирения в качестве медиаторов (ведущих) при поддержке взрослого куратора работают сами подростки. Это важно, поскольку:
Публикация «Рабочая программа подготовки медиаторов Школьной Службы Примирения» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Подростки лучше знают ситуацию в школе;
Ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;
Деятельность в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;
Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
Цель программы – подготовка медиаторов среди обучающихся
МБОУ Осиповская СОШ имени Т. Ф. Осиповского» для разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи программы :
сформировать представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
создать условия для освоения участниками позиции медиатора;
способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков необходимых для работы медиатора;
познакомить учащихся с основами восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций;
практическая тренировка навыков работы с конфликтами в ролевых играх;
изучить формы отчетной документации по отработанному случаю.
Категория участников: обучающиеся 12-16 лет.
Принцип отбора обучающихся в школьную службу примирения : соотносятся данные классно-обобщающего контроля по каждому учащемуся, выявляются ученики, имеющие значимый социальный статус в классе (лидеры класса, а так же имеющие личностные предпосылки (особенности темперамента и характера) для участия в данном виде деятельности. Далее среди остальных учеников класса проводится анкетирование по выявленным кандидатурам, направленное на определение кандидатов для Службы Примирения. Если кандидат соглашается с возлагаемыми на него обязанностями, он приносит согласие родителей на участие в работе ШСП и проходит соответствующую подготовку по данной программе.
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по одному часу. Продолжительность занятия составляет 40 мин.
Формы и методы работы. Изучение данного курса ведется с использованием разнообразных методов и форм:
практические и тренинговые задания;
импровизация;
коллективный способ обучения;
ролевая игра;
проектирование;
проблемные вопросы;
психотехнические упражнения;
групповая дискуссия.
Требования к помещению.
Занятия можно проводить в классной комнате при условии подготовки рабочих мест для тренинговой формы работы (круговая организация) с учащимися, а так же желательно наличие компьютера и проектора.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
• в результате изучения курса учащийся должен знать:
основные понятия восстановительного подхода в медиации;
понимать механизм работы эмоций человека;
приёмы активного слушания;
алгоритм проведения восстановительной программы;
направления развития школьных служб примирения.
• после изучения курса учащийся должен уметь:
определять стили разрешения конфликтов;
владеть техникой управления эмоциональным состоянием собеседника;
проводить программы примирения;
оформлять документацию по отработанному случаю;
участвовать в деятельности школьной службы примирения.
Метапредметный результат:
аргументировать и представлять свою точку зрения;
вести дискуссию;
участвовать в социально – значимой деятельности;
строить взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
участвовать в школьном самоуправлении.
Личностный результат:
развитие социльно-адаптивной личности;
развитие умения адекватного реагирования на события школьной жизни, навыков саморегуляции, самоконтроля, эмпатии;
развитие навыков сотрудничества, самоуважения и принятия другого человека;
жизненное и профессиональное самоопределение.
Итогом изучения курса станет оформление отчета по отработанным случаям с использованием восстановительных технологий.
Содержание программы.
Тема 1. Ведение в понятийный аппарат.
Содержание: Что такое ШСП. Основные понятия - 1ч.
Понятие «Медиация». История медиации - 1ч.
Принципы медиации - 1 ч.
Качества медиатора - 1 ч.
Тема 2. Эмоциональная сфера человека.
Содержание: Знакомство с общими понятиями - 1ч.
Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного
эмоционального контакта - 1 ч.
Стресс. Развитие навыков самообладания и самоконтроля.
1ч.
Тема 3. Конфликты
Содержание: Понятие “конфликт”. Стадии протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации. Основные стили поведения в конфликте.
1 ч.
Взаимодействие в конфликте. Тренинг разрешения конфликтных ситуаций - 2 ч.
Тема 4: Невербальная коммуникация.
Содержание: Что такое невербальная коммуникация. Зоны коммуникации.
1 ч.
Невербальные аспекты поведения. Жесты. Отработка практических навыков. 2 ч.
Тема 5: Восстановительная медиация.
Содержание: Правовые аспекты медиации. 1ч.
Этапы восстановительной медиации. 1 ч.
Ролевое обыгрывание ситуаций. 1 ч.
Обучение заполнению документации. 1 ч.
Отработка навыков ведения медиативных процедур 4 ч.
Посвящение в медиаторы. 1 ч.
Итого: 22 часа.
Список литературы.
1. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками : занятия, игры, тесты. – М. : Первое сентября, 2003
2. Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб. : Питер, 2007
3. Коновалов А. Ю. Службы примирения : идея и технология. // В кн. : Школьные
службы примирения. Российская модель школьной медиации. М., 2009
4. Коновалов А. Ю. Школьные службы примирения и восстановительная
культура взаимоотношений. Практическое руководство. – М., 2012
Опыт работы Школьных служб примирения в России. Сборник
материалов. – М., 2014
5. Коновалов А. Ю. «Подходы к работе с травлей в школе и школьные службы примирения» – НИЛ «Ювенальных технологий» МГППУ, МОЦ «Судебно–правовая реформа»
6. Панкратов В. Н. Маленькие секреты большого успеха. Искусство доверительных отношений. – М. : Дрофа-Плюс, 2004.
7. Попова Р. Восстановительный подход в деятельности классного
руководителя. // В кН. : Школьные службы примирения. Российская
модель школьной медиации. – М., 2009
8. Стандарты восстановительной медиации. – М. ,2009.
9. Традиционные практики урегулирования конфликтов. – М., 2014
10. Уварова О. А. ««Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания», ФГОС. -М. : Учитель, 2018.
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6). 5-е изд., испр. и доп. – М. : Генезис, 2012.