Получи документы

Рабочая программа по экологии в подготовительной группе на учебный год

Наталья Васильевна Фулавкина
Рабочая программа по экологии в подготовительной группе на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Сказка», дополняя ее парциальной программой С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Публикация «Рабочая программа по экологии в подготовительной группе на учебный год» размещена в разделах

1.2 Актуальность программы

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

1.3 Цели и задачи Рабочей программы.

Основная цель работы -

Задачи:

1.4 Принципы и подходы к формированию программы

Принцип научности:

• предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип целостности:

• основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

• предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

• предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

• обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

• предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

• предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

• предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

• обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

• предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

• предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.5 Возрастные особенности психофизического развития детей

старшего возраста (дети от 6 до 7 лет)[/b]

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты:

мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять

точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками

образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1. 6 Планируемые результаты освоения Программы:

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Рабочая программа рассчитана на весь учебный год (сентябрь – май - включительно). Количество занятий составляет 1 НОД в неделю продолжительностью 30 минут (подготовительная в школе группа) в первую половину дня. Программа рассчитана на 36 занятий. Форма занятий групповая. Количество детей – 21 чел.

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы:

• Непрерывная образовательная деятельность организуется фронтально.

• Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником

• Свободная самостоятельная деятельность детей

Методы реализации:

Наглядные методы:

экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения;

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр.

Словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

загадывание загадок;

проведение развлечений.

Практические методы:

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

опыты,

эксперименты.

Инновационные методы:

• метод игрового проблемного обучения (проигрывание на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы);

• метода моделирования и конструирования.

2.3 Учебно - тематический план работы с детьми

№ уч.

недели Дата Тема Источник

СЕНТЯБРЬ

1

6.09.23 Диагностика С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» система работы в подготовительной группе детского сада

2 13.09.23 Планета «Земля в опасности!» С. Н. Николаева «Юный эколог» с. 13

3 20.09.23 Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях С. Н. Николаева «Юный эколог» с. 21

4 27. 09.23 Какие бывают насекомые Бондаренко Т. М. Экологические занятия. С. 16

ОКТЯБРЬ

5 04.10.23 Простые и цветные камни в природе С. Н. Николаева «Юный эколог» с. 25

6 11.10.23 Что такое природа? Живая и неживая природа Бондаренко Экологические занятия стр. 17

7 18.10.23 Почему белые медведи не живут в лесу? С. Н. Николаева «Юный эколог» с. 27

8 25.10.23 Беседа о кроте. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» с. 30 Бондаренко Экологические занятия с. 20

НОЯБРЬ

9 1.11.23 Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» с. 36

10 8.11.23 Сравнение рыб и лягушек. С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» система работы в младшей группе детского сада стр. 122

11 15.11.23 Беседа об осени С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 39

12 22.11.23 Что человек делает из глины? С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 32

13 29.11.23 Сравнение песка, глины и камней С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 35

ДЕКАБРЬ

14 06.12.23 Через добрые дела можно стать юным экологом С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 42

15 13.12.23 Беседа о лесе. Наблюдение «Как различить ель, сосну и лиственницу?» С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 44-45

16 20.12.23 Солнце, Земля и другие планеты» С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 51

17 27.12.23 Наблюдения: «Какая из крана льётся вода.»

«Как из снега получить воду?» С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 53

ЯНВАРЬ

18 10.01.24 Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу? С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 57

19 17.01.24 Наблюдения: Что такое пар и когда его можно увидеть?

Что бывает с паром при охлаждении?

Когда из чашки и из тарелки с едой идёт пар, а когда нет? С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 57

20 24.01.24 Наблюдение «Следы на снегу» С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 60

21 31.01.24 Земля-живая планета С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 60

ФЕВРАЛЬ

22 7.02.24 Что мы знаем о птицах? С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 69

Бондаренко Экологические занятия стр. 23

23 14.02.24 Наблюдение: Как обнаружить в помещениях?

Воздух есть во всех предметах. С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 68

24 21.02.24 Цепочки в лесу

С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 67

25 28.02.24 Дикие животные жарких стран Бондаренко Экологические занятия стр. 24

МАРТ

26 6.03.24 Кто живёт в воде. Наблюдение: Какая наша черепаха?

Наблюдение за ветками в вазе. С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 77

Бондаренко Экологические занятия стр. 25

27 13.03.24 Сравнение домашних и диких животных (на примере кролика и зайца) С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 83-85

28 20.03.24 Беседа о дождевых червях Бондаренко Экологические занятия стр. 26

29 27.03.24 Красная книга-сигнал опасности. Бондаренко Экологические занятия стр. 26

АПРЕЛЬ

30 3.04.24 Мир насекомых. Какая божья коровка и где её можно найти? С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 89

31 10.04.24 Наблюдение за мать-и-мачехой С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 89

32 17.04.24 «Земля, с днём рождения тебя!» С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 99

33 24.04.24 Мой родной край: заповедные места и памятники природы. С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 103

МАЙ

34 8.05.24 Беседа о весне Бондаренко Экологические занятия стр. 28

35 15.05.24 «Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей» С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 108

36 22.05.24 Наблюдение за мать-и-мачехой и одуваничов. Лекарственные растения С. Н. Николаева

Парциальная программа «Юный эколог» с. 112

29.05.24 Признаки лета Интернет ресурсы

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Задачи во взаимодействии с родителями:

• установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу общности интересов;

• активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

• формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Формы работы с родителями:

• Родительские собрания, консультации, анкетирование, практикумы, беседы, участие в выставках, оформление стендов, групповые и индивидуальные беседы, фотовыставки, участие в КВН «Зов природы», участие в детско-взрослых проектах.

План работы с семьями воспитанников

№ Месяц Тема

1 Сентябрь 1. Родительское собрание: тема «Что такое экология».

2. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»

3. Консультация «Лечимся чесноком».

2 Октябрь 1. Выставка «Дары природы» - овощи и фрукты, выращенные родителями.

2. Консультация на стенд в родительский уголок «Лечение луком»

3 Ноябрь 1. Выставка «Чудо-картинки из сушеной травинки». Коллективная работа детей.

2. Консультация «Берегите воду».

4 Декабрь 1. Экологический стенд «Лечение лимоном».

2. Консультация старшей медсестры «Грипп – это опасно»

3. «Домик для птиц». Изготовление кормушек.

5 Январь 1. Экологический стенд «Соки – залог здоровья».

2. Альбом «Домашние и дикие животные».

3. Консультация «Домашние животные в жизни ребенка»

6 Февраль 1. Папка-копилка «Бабушкины советы».

2. Выставка «мой любимый комнатный цветок»

7 Март 1. Экологический стенд «Аптека на окнах»

2. Альбом «Домашние и дикие животные».

3. Консультация «Домашние питомцы в жизни ребенка»

8 Апрель 1. Экологический стенд «Витаминные препараты – это не лакомство».

2. Консультация «Ароматерапия».

9 Май 1. Выставка «Весенний букет».

2. Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное».

2.5 Описание форм и методов осуществления контроля качества реализации программы

Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года (первый мониторинг 1неделя сентября; второй мониторинг 4 неделя мая).

Данный мониторинг должен обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижения детей.

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшего возраста С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание старших дошкольников». Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

Интерпретация показателей

Показатель сформирован (удовлетворительный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.

Показатель в стадии формирования (средний уровень) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры.

Оценки "удовлетворительный уровень" и "средний уровень" отражают состояние нормы развития и освоения Программы.

Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

В развитии познавательной активности детей важное значение имеет оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует деятельность ребенка в экологическом развитии. В связи с этим оформлен уголок природы. В детском саду создан опытно-экспериментальный центр, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

3.2 Описание материально-технического обеспечения Программы

Оборудование и материалы «опытно-экспериментального центра»

• Увеличительные стекла, разнообразные магниты,

• Пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ведерки, воронки, сито, лопатки, формочки.

• Природные материалы: камешки разного цвета и формы, ракушки, глина, земля, песок, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин.

• Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, трубочки для коктейля.

• Технические материалы: гайки, винты, болтики, скрепки.

• Красители: акварельные краски

• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спичечные коробки, нитки, пуговицы, мерные, ложки, одноразовые стаканчики, ватные палочки, диски.

Дополнительное оборудование:

Оборудование для ухода за растениями.

Модели, картотеки, схемы.

Календари природы и погоды.

Иллюстрированный материал.

Дневники наблюдений за посадками.

Игровой материал, дидактические игры по экологии.

Справочники, энциклопедии.

Художественная литература

серия картин «Времена года», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Труд в природе».

3.3. Расписание НОД

День недели Время

среда 10:00

4. Список литературы

1. С. Н. Николаева «Юный эколог»

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»

3. Общеобразовательная программа дошкольного образования в соответвии с ФГОС ДО.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

5. «Наш дом - Природа» Н. А. Рыжова

6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2006;

7. О. В. Дыбина Ознакомление с предметами и социальными окружением. Старшая группа-М. Мозаика-Синтез, 2014-80 С.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по экологии в подготовительной группе на учебный год
Опубликовано: 3 января 2024 в 14:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по экологии в подготовительной группе на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Васильевна Фулавкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД