Екатерина Гуцул
Рабочая программа по экологии 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16 «Аленка»
городского округа Спасск-Дальний
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
совместной деятельности воспитателя с детьми
по формированию умений и навыков за природными объектами и явлениями
кружок «Юный эколог»
Разработал : воспитатель
Гуцул Екатерина Викторовна
г. о Спасск-Дальний
Кружок эколого-биологического направления «Юный эколог»
для детей 4 - 5 лет.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по экологии 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Экологическое воспитание - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Актуальность экологического воспитания на сегодняшний день очевидна. Много бед у Земли и у природы:
• ядерные пожары,
• эрозия,
• засоление почв,
• заболевания,
• искушение,
• загрязнение,
• опустынивание.
Одним из направлений приобщения детей к изучению природы и растительного мира является кружок "Юный эколог". Он нацелен на более углубленное познание растительного мира, его значения для жизнедеятельности человека, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе, способности любоваться её красотой, приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому. Кружок формирует внутреннюю позицию личности, которая способна понимать сложный характер окружающей среды, воспринимать, познавать саму природу, правильно осознавать свое место в ней.
Знание о жизни растений позволяет каждому ребенку быть активным участником в преобразовании окружающего растительного мира.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста.
Занятия кружка проводятся во второй половине дня в форме занятия по 15 - 20 минут, один раз в неделю.
Результаты полученных знаний детьми, посещающих кружок, проверяются на итоговом занятии.
Цель: формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
Содержание программы :
Программа кружка включает занимательный материал о растениях, проблемно-поисковую деятельность; формирует практические природоохранительные умения применения растений; знакомит со способами ухода и размножения.
Задачи программы кружка :
• дать детям представления о строении растений и его семени;
• познакомить с разновидностями растительного мира;
• познакомить с микроскопом и его работой;
• дать знания, как и чем, питается растение;
• дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений;
• познакомить с комнатными растениями и их разновидностями;
• познакомить с лекарственными травами и ягодами;
• дать представления об экзотических деревьях и их плодах;
• познакомить с грибами и условиями, необходимыми для их роста;
• познакомить с растительностью Приморского края;
• познакомить с "Красной Книгой Приморья" и растениями, внесенными в нее;
• развивать любознательность, исследовательскую деятельность в проведении опытов, умение анализировать, сравнивать, расширять творческий потенциал.
Задачи осуществляются в блоке совместной и индивидуальной деятельности вне занятий, на занятиях по развитию речи в разделе "Ознакомление с окружающим миром", а также в работе с родителями.
Учебный план занятий кружка "Юный эколог"
Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
1 4 28
Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.
Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Учебно-тематический план
Тематика Кол. часов
1. "В гостях у старичка Лесовичка".
2. "Микроскоп и его волшебный глаз".
3. "Путешествие волшебной капли по растению".
4. "Солнце, воздух и вода".
5. "Тайны семян".
6. "Фасоль и ее секреты".
7. "Огород на подоконнике".
8. "Комнатные растения".
9. "Игра "Счастливый случай".
10. "Овощи".
11. "Наш любимец сеньор-помидор".
12. "Загадка, загадка открой свою тайну".
13. "Сладкие таблетки".
14. "Цветы в радость".
15. "Таманский лес".
16. "Лесничий - кто он такой?"
17. "Зеленое чудо".
18. "Секрет бумаги".
19. "Игра "Необыкновенное путешествие по временам года".
20. "Кофейное дерево".
21. "Необходимость влаги для роста растений".
22. "Почему листья зеленые?"
23. "Праздник - "Мы - друзья природы".
24. "Путешествие в страну "Игралочка".
25. "Грибное царство".
26. "Любите землю - матушку".
27. "Люблю тебя, родное Поволжье".
28. "Красная Книга".
Содержание курса
№
п/п Тема Цель
1. "В гостях у старичка Лесовичка" Знакомство с разновидностями растительного мира, с наукой - ботаникой. Выяснить, что помогает старичку - Лесовичку лучше узнать растительный мир.
2. "Микроскоп и его волшебный глаз" "Экскурсия" в лабораторию. Знакомство с оборудованием лаборатории; микроскопом и его работой. Рассматривание под микроскопом (в разрезе) листа лука.
3. "Путешествие волшебной капли по растению" Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы.
4. "Солнце, воздух и вода. " Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро".
5. "Тайны семян" Познакомить детей со строением семян. Выяснить, как семена переносятся с одного места на другое, кто помогает семенам передвигаться.
6. "Фасоль и ее секреты" Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли".
7. "Огород на подоконнике" Посадка лука.
8. "Комнатные растения" Познакомить детей с комнатными растениями и их разновидностями. Объяснить, почему комнатные растения не могут расти на клумбе.
9. Игра "Счастливый случай" Закрепить правила ухода за комнатными растениями в форме игры "Счастливый случай".
10. "Овощи" Рассказать детям, откуда в Россию приехали овощи. Рассказать о разновидностях картофеля.
11. "Наш любимец "сеньор-помидор" "Сеньор-помидор" и его собратья. Познакомить детей с семьей томатов.
12. "Загадка, загадка, открой свою тайну" Закрепить знания детей об овощах в форме L-клуба.
13. "Сладкие таблетки" Познакомить детей с лекарственными травами и ягодами. Фитоогород. Знакомство с рецептами лечебного чая.
14. "Цветы в радость" Экскурсия в теплицу. Знакомство и наблюдение за работой садовода-оформителя. Дизайнер - кто он такой?
15. "Таманский лес" "Экскурсия в Таманский лес (осень, лето, зима, весна). Знакомство детей с разновидностью растительного мира.
16. "Лесничий - кто он такой?" Встреча с лесником Таманского леса. Знакомство с его работой. Я - помощник лесничего (заготовка трав и ягод для кормления птиц и животных зимой).
17. "Зеленое чудо" Знакомство детей с цветочными часами и растениями синоптиками. Знакомство с растениями, по которым можно определить время суток и предсказывающие погоду.
18. "Секрет бумаги" Знакомство детей с составом бумаги. Рассматривание газетной бумаги под лупой.
19. Дидактическая игра "Необыкновенные путешествия по временам года - Круглый год" Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, изменениям, происходящим в живой природе. Познакомить с понятием - "Круглый год".
20. "Кофейное дерево" Дать детям представление об экзотическом кофейном дереве, его плодах, их выращивании и сборе.
21. "Необходимость влаги для роста растений" Дать детям понятие о необходимости влаги для роста растений на примере опыта с сухими и пророщенными семенами фасоли, луковицами в сухой банке и в банке с водой.
22. "Почему листья зеленые?" Провести опыт. Выработать умение самостоятельно работать с микроскопом, находить клетки и ее части, уметь сравнивать увиденное и зарисовывать.
23. Праздник "Мы - друзья природы" Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.
24. "Путешествие в страну "Игралочка" Закрепить знания детей об овощах, фруктах, комнатных растениях и способах ухода за ними в игровой форме.
25. "Грибное царство" Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов.
26. "Любите землю - матушку" Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать продукты питания. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.
27. "Люблю тебя, родное Поволжье" Познакомить детей с растительностью Поволжья, с красотой и богатством родного края.
28. "Красная книга" Познакомить детей с "Красной книгой" Знакомство с растениями, внесенными в нее. "Красная книга" Поволжья.
Методическое обеспечение программы
1. формы проведения занятий.
Формы проведения Виды занятий
Контрольно-
диагностическая - беседа
- художественное слово
Познавательно - досуговая
деятельность - экскурсии
- дидактические игры
- развлечения
Нетрадиционные формы - фитотерапия
- дегустация
- аромотерапия
Субъективная и научно - исследовательская деятельность - опыты
2. методы и приемы обучения.
Методы Приемы
1. Наглядный - наглядно - зрительные
- наглядно - слуховые
- предметная наглядность
2. Информационно - рецептивный - совместная деятельность педагога и ребенка
3. Практический, исследовательский - опыты
- труд в природе
4. Словесный - беседа
- рассказ
- художественное слово
3. материал
Вид Тематика
1. Картины - Времена года
- Сезонные изменения в природе
- Живая природа
- Труд людей в природе
2. Плакаты - лекарственные травы
- ягоды
- овощи и фрукты
- грибы съедобные и несъедобные
3. Дидактический материал к играм - овощи и муляжи овощей
- ягоды
- комнатные растения
- семена
- зерна кофе
4. Дидактический материал для проведения опытов - микроскоп
- лупа
- вода
- цветные карандаши
- бумага
- вата
- колбы
- мензурки
- краситель
- стакан
5. Лекарственные растения - душица
- мята
- лимонник
- шиповник
6. Технические средства - аудиокассета "Времена года"
Форма контроля за усвоением учебного материала
Форма проведения Задачи
Итоговое занятие в конце изучения курса (май) 1. Знать разновидности растительного мира
2. Знать, как и чем питается растение.
3. Знать, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений.
4. Знать строение семян.
5. Знать, как правильно посадить лук.
6. Знать правила ухода за комнатными растениями.
7. Знать некоторые лекарственные травы и ягоды.
8. Знать, для чего нужен микроскоп и уметь с ним работать.
9. Знать правила поведения в природе.
10. Знать некоторые виды грибов. Уметь отличать съедобные от несъедобных.
11. Знать некоторые растения, внесенные в "Красную Книгу" Поволжья.
___
Литература:
1. Т. М. Бондаренко "Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет"
2. Н. А. Рыжова "Наш дом - природа"
3. И. Белавина, Н. Найденская "Планета - наш дом"
4. Л. Н. Прохорова "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"
5. Л. В. Ковинько "Секреты природы - это так интересно"