Танзиля Абуталипова
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Закулисье»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „Закулисье“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи
• развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
• активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
• развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
• воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
• коррекция страхов;
• овладение навыками внутреннего раскрепощения;
• развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
• развитие воображения;
• развитие драматургического мышления.
• формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
• обучение владению навыками правильного дыхания;
• обучение владению навыками верной артикуляции;
• обучение владению навыками дикционного звукопроизношения.
Формы работы :
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Актуальность. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы : воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Место курса в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения.
На реализацию театрального кружка «Закулисье» в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 час в неделю).
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
• осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• выразительному чтению;
• различать произведения по жанру;
• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
• сочинять этюды по сказкам;
• умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
• правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
• виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
• чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
• наизусть 10 стихотворений русских авторов.
Учащиеся должны уметь:
• владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
• действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
• произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
• произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
• произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
• читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
• строить диалог с партнером на заданную тему;
• подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Содержание программы.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т. п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:
- выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;
- деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
- создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;
- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
- работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
- репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
- репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
- назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
- премьера спектакля;
- повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Календарно-тематическое планирование 1класс
№ п/п Тема занятия
Дата проведения Коррекция программы
По плану По факту
Раздел 1 «Основы театральной культуры»
1 Знакомство с программой, особенности театрального искусства;
2 Театр. Культура зрителя, культура поведения в театре.
Раздел 2 «Театральная игра»
3 Упражнения и игры на внимание, на воображение.
4 Упражнения и игры на внимание, на воображение.
5 Этюды на выразительность жестов.
6 Этюды на выразительность жестов.
Раздел 3 «Ритмопластика»
7 Игры и упражнения на развитие пластики.
8 Игры и упражнения на развитие пластики.
9 Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
10 Комплексные ритмические, пластические упражнения. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Раздел 4 «Культура и техника речи»
11-12 Тренинг по сценической речи (артикуляционные и дыхательные упражнения).
13-14 Тренинг по сценической речи (дикционные и интонационные упражнения).
Раздел 5 «Выразительные средства в театре»
15-16 (Создание декоративно-художественного оформления).Костюм, декорация, музыкальное оформление.
Раздел 6 «Работа над спектаклем»
17 Знакомство со сценарием сказки: «Сказка о глупом мышонке» Просмотр мультфильма и обсуждение
18-19 Распределение ролей и чтение произведения.
20-23 Работа над эпизодами пьесы.
24-27 Изготовление кукол и декораций к сказке.
28 Обучение приёмам работы с куклами.
Обучение работе над ширмой
29 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.
30-32 Репетиция спектакля.
33 Показ театрального представления:
в школе для учащихся, родителей, учителей;
Календарно-тематическое планирование 2класс
№ п/п Тема занятия
Дата проведения Коррекция программы
По плану По факту
Раздел 1 «Основы театральной культуры»
1 Знакомство с программой 2класса. Театр. Его истоки.
2 Особенности кукольного театра. Роль кукловода
Раздел 2 «Театральная игра»
3 Сценические этюды: одиночные, парные.
4 Сценические этюды: одиночные, парные.
5 Этюды на развитие эмоций и культуру поведения.
6 Этюды на развитие эмоций и культуру поведения.
Раздел 3 «Ритмопластика»
7 Телодвижения. Таинственные превращения.
8 Телодвижения. Таинственные превращения.
9 Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений
10 Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений
Раздел 4 «Культура и техника речи»
11 Артикуляционная гимнастика.
12 Артикуляционная гимнастика.
13 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.
Репетиция постановки.
14 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.
Репетиция постановки.
Раздел 5 «Выразительные средства в театре»
15,
16,
17 (Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с теневым театром. Свет, музыкальное оформление, шумовое оформление.
Раздел 6 «Работа над спектаклем»
18 Знакомство со сценарием сказки
С. Маршака «Кто колечко найдет» Просмотр мультфильма и обсуждение.
19-20 Распределение ролей и чтение произведения.
21-24 Работа над эпизодами пьесы.
25-28 Изготовление кукол и декораций к сказке.
29 Обучение приёмам работы с куклами.
Обучение работе над ширмой.
30 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.
31-33 Репетиция спектакля
34 Показ театрального представления:
в школе для учащихся, родителей, учителей;
Календарно-тематическое планирование 3класс
№ п/п Тема занятия
Дата проведения Коррекция программы
По плану По факту
Раздел 1 «Основы театральной культуры»
1 Знакомство с программой 3 класса. Знакомство с театром Петрушек, особенности театра Петрушек.
2 Просмотр театрального спектакля
Раздел 2 «Театральная игра»
3 Этюды с воображаемыми предметами.
4 Этюды с воображаемыми предметами.
5 Импровизации. Игры - пантомимы.
6 Импровизации. Игры - пантомимы.
Раздел 3 «Ритмопластика»
7 Игры на развитие свободы и выразительности.
8 Игры на развитие свободы и выразительности.
9 Музыкально- пластические импровизации.
10 Музыкально- пластические импровизации.
Раздел 4 «Культура и техника речи»
11 Дикционные и интонационные упражнения.
12 Дикционные и интонационные упражнения.
13 Коллективные сочинения сказок и стихов.
14 Коллективные сочинения сказок и стихов.
Раздел 5 «Выразительные средства в театре»
15,
16,
17 (Создание декоративно-художественного оформления) Знакомство с театром Петрушек. Декорация, костюм, музыкальное оформление, шумовое оформление.
Раздел 6 «Работа над спектаклем»
18 Знакомство со сценарием сказки «Про маленького котенка» по Л. Пальмер Просмотр мультфильма и обсуждение.
19-20 Распределение ролей и чтение произведения.
21-24 Работа над эпизодами пьесы.
25-28 Изготовление кукол и декораций к сказке.
29 Обучение приёмам работы с куклами.
Обучение работе над ширмой
30 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.
31-33 Репетиция спектакля
34 Показ театрального представления:
в школе для учащихся, родителей, учителей;
Календарно-тематическое планирование 4класс
№ п/п Тема занятия
Дата проведения Коррекция программы
По плану По факту
Раздел 1 «Основы театральной культуры»
1 Знакомство с программой 4 класса. Знакомство с драматическим театром.
2 Просмотр театрального спектакля
Раздел 2 «Театральная игра»
3 Импровизации. Игры-пантомимы.
4 Импровизации. Игры-пантомимы.
5 Разыгрывание мини – сценок.
6 Разыгрывание мини – сценок.
Раздел 3 «Ритмопластика»
7 Упражнения на координацию движений, равновесия.
8 Упражнения на координацию движений, равновесия.
9 Упражнения на освоение пространства и создание образа.
10 Упражнения на освоение пространства и создание образа.
Раздел 4 «Культура и техника речи»
11 Коллективные сочинения сказок и стихов.
12 Коллективные сочинения сказок и стихов.
13 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.
Репетиция постановки.
14 Выбор постановочного материала. Распределение ролей.
Репетиция постановки.
Раздел 5 «Выразительные средства в театре»
15,
16,
17 (Создание декоративно-художественного оформления)
Драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление.
Раздел 6 «Работа над спектаклем»
18 Знакомство со сценарием сказки «Болезнь непрощения» Просмотр мультфильма и обсуждение.
19-20 Распределение ролей и чтение произведения.
21-24 Работа над эпизодами пьесы.
25-28 Изготовление кукол и декораций к сказке.
29 Обучение приёмам работы с куклами.
Обучение работе над ширмой
30 Репетиция: распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления.
31-33 Репетиция спектакля
34 Показ театрального представления:
в школе для учащихся, родителей, учителей;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.
1. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт. составитель И. Г. Сухин, Ярославль, 2004.
2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
3. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М. :
4. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины. / авт-сост. М. М. Малахова – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Скороговорки, пословицы.
6. Стихи А. Л. Барто, Э. Успенского, И. Токмаковой.
7. Хрестоматия для учащихся начальных классов.
8. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.
Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых.
1. Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011.
2. Горбачёв И. А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
3. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
5. Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011.
6. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
7. Ершова А. П. Уроки театра в школе.
8. Кановская М. Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010.
9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам.
10. Куликовская Т. А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003.
11. Ледяйкина Е. Г. Праздники для современных малышей. - Ярославль, 2002.
12. Луценко А. В., Никитина А. Б., Клубков С. В., Зиновьева М. А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом. - М., 2006.
13. Никитин А. Б. Театр, где играют дети: Учеб. -метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов–М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с. : ил.
14. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
15. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.
16. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. – М. ,2005.
2 Экранно-звуковые пособия.
1. Диски с детскими песнями.
2. Презентации с текстами речевых разминок.
3. Интернет ресурсы.