Галина Халикова
Рабочая программа по совместной деятельности «Умелые пальчики» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи.
Вся жизнь ребёнка – это игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
Пояснительная записка:
Публикация «Рабочая программа по совместной деятельности „Умелые пальчики“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук и тактильной чувствительности) - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Рука — это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно определенные отношения с окружающим миром. Подсознание считает руку демонстрацией своего «я». Следовательно, нет ничего более святого и чудесного, чем «человеческие движения» в ребенке!
Если ребенок ведет себя конструктивно, манипулируя при этом руками, он должен находить вокруг предметы, которые побуждали бы его к этой деятельности. Но в домашнем окружении никто не обращает внимания на эту его потребность. Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в группе и организовать кружок «Умелые пальчики».
Цель кружка
Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи
Обучающие:
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
• формирование практических умений и навыков;
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
o воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
o воспитывать и развивать художественный вкус;
o воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы работы
-самомассаж рук.
Необходимые материалы и оборудования:
-резиновые игрушки, мячики (ежи);
- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
-сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
- картотека пальчиковых игр;
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Прогнозируемый результат :
• развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
• развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
• способности устанавливать контакты, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Перспективное планирование кружка
«Ловкие пальчики».
Октябрь
Первая неделя.
1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
2. Пальчиковая игра «Семья»
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Пальчиковая игра «Варим, варим мы компот».
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
Цель: развивать мелкую моторику рук
2. Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит» (Железнова)
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3. «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением овощей.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Четвертая неделя.
1. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Пятая неделя.
1. «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением мышат.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание
2. Пальчиковая игра «Вышла курочка гулять»
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Ноябрь
Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Петушок».
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев
4. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей.
Цель: развивать мышление, внимание (по образцу)
Вторая неделя.
1. Пальчиковая Игра «Есть у киски глазки»
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2. Игра «Помоги белочке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
3. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей.
Цель: развивать мышление, внимание.
Третья неделя.
1. Пальчиковая игра «Есть у киски глазки»
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3. «Угощение для мышки» - сортировка семян.
Цель: развивать мелкую моторику рук
4. «Сложи картинку» из 3-х, 4-х частей (по образцу)
Цель: развивать мышление, внимание.
Четвертая неделя
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Назвать овощи.
Цель: развивать исследовательские действия руки, вынимания предметы на ощупь из мешочка; учить умение правильно называть овощи.
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Цель: развивать координацию движений пальцев рук.
3. Рисование «раскрась овощи» (помогая по необходимости правильно держать карандаш)
Цель: учить раскрашивать, не выходя за контур.
Декабрь
Первая неделя.
1. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.
2. Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Ну-ка, ну-ли».
Цель: развивать общую координацию движения.
4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних животных.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Вторая неделя.
1. Пальчиковая игра «Петушок».
Цель: развивать общую координацию движения.
2.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями диких животных.
Цель: развивать внимание, расширять кругозор.
3. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
4. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.
Цель: развивать мышление, внимание.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3. Пальчиковая гимнастика «Зайчики».
Цель: развивать общую координацию движения.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: развивать мелкую моторику.
2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семян фасоли от семян подсолнуха)
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Веселая мышка».
Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Пятая неделя.
1. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семян фасоли)
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Помоги собачке найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3. «Кто это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением собачки.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Январь
Первая неделя.
1. Массаж карандашом (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты,
Цель: учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.
3. Пальчиковая игра «Пирог»
Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1. Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Елочка».
Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются – елка получается»
2. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары»
3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.
4. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики
Четвертая неделя.
1. «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.
2. Выкладывание снежинки из палочек по контуру.
3. «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
Февраль.
Первая неделя.
1. Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. Дидактическая игра «Сложи домик»
Цель: учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.
Пальчиковая игра «Сидит белочка в тележке»
Вторая неделя.
1. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»
Цель: продолжать работать над развитием мелкой моторики.
2. Дидактическая игра «Веселый снеговик».
Цель: учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.
3. Массаж пальцев «Дровишки»
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Чтоб Мишке было теплее».
Цель: учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».
3. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом».
Цель: развивать координацию общих движений.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики».
Цель: развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.
2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику)
Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
3. Пальчиковая игра «Вышла курочка гулять»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Март.
Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик».
2. Выкладывание ручек, ножек из палочек нарисованному человеку.
3. «Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур.
4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий ежик».
Цель: развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».
3. Пальчиковая игра «Ежик»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Четвертая неделя.
1. «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
2. Пальчиковая игра «На опушке две избушки».
3. Массаж пальцев «Дровишки»
Апрель.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»
Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Помощники»
Цель: развивать моторику пальцев рук.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка»
2. Игра «Солнце светит ярко-ярко» (выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка).
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Пальчиковая игра «Мышка мылом мыла лапки».
2. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
3. «Сложи картинку» - 3-х, 4-х частей.
Четвертая неделя.
1. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
2. «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Май.
Первая неделя.
1. Массаж с прищепками.
Цель: учить детей расстегивать и пристегивать прищепки.
2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Игрушки».
Цель: развивать соотношения движения рук.
Вторая неделя.
1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Солнце светить ярко- ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка).
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж сосновой шишкой «Катилась шишка».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. Пальчиковая игра «Кто приехал».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».
2. Нанизывание бусинок «Бусы для мамы».
3. Разложить в разные мисочки фасоль и горох.