Наталия Козина
Рабочая программа по робототехнике «Робостар» для детей 6–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Рабочая программа «Робостар» для детей 6-7 лет
Козина Н. М., ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Хрустальный башмачок»
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа направлена на формирование общечеловеческих ценностей дошкольника, его всестороннее развитие, в том числе развитие творческих конструкторских способностей и интегративных качеств, в основе которых заложено гуманно-личностное отношение к ребенку.
Публикация «Рабочая программа по робототехнике „Робостар“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Содержание Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в ФГОС ДО.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация)детского развития. Разнообразие детства рассматривается как ценность, как образовательный ресурс для обогащения образовательного процесса. Усиливающаяся информатизация современного общества, возрастающая мобильность в области экономики, науки, технологий, образования требует от людей умения оперативно ориентироваться в этом огромном мире, гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с ним, сохраняя при этом свою идентичность, право выбора и способов самовыражения. Основой Программы является практическая и продуктивная направленность знаний, позволяющая создавать условия для самовыражения и успеха воспитанников, реализация их творческого потенциала, способствующая формированию таких качеств, как ответственность, самодостаточность, Программа выстроена с учетом развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. На сегодняшний день индивидуализация дошкольного образования предполагает построение образовательной деятельности, при которой для каждого ребенка выстраивается индивидуальная траектория развития с характерными для него спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. В Программе предполагается регулярное наблюдение за развитием воспитанника, проведение итоговой диагностики, оказание индивидуальной помощи, предоставление возможности выбора в различных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений. Данный принцип предполагает диалогический характер коммуникационных отношений между всеми участниками образовательного процесса и их активное участие в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход, занятия, игры, проекта, обсуждения, проявить инициативу. Воспитанникам предоставляется возможность высказывать свое мнение, свое предположение, иметь собственную позицию и отстаивать ее, принимать решение и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. В Программе этот принцип находит свое отражение в различных формах организации образовательного процесса.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей. Программа предполагает включение разнообразных форм сотрудничества с семьей воспитанников. Приоритетом являются открытость в отношениях, уважение семейных ценностей и традиций, сотрудничество, соучастие в техническом творчестве, в разработке проектов и соревнованиях робототехнической направленности, совместное проживание важных для ребенка моментов.
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.
7. Интеграция образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО, Программа предполагает всестороннее развитие детей посредством организации различных видов детской активности. Содержание образовательной деятельности в данной конкретной области тесно связано с другими областями.
8. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
9. Принцип непрерывности образования и системности. Прослеживается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием.
Нормативная база, на основе, которой создана Программа :
• ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Письма Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237-23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Данная Программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программе дополнительного образования детей» с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.
1.1.2. Цель и задачи Программы
Цель: способствовать развитию познавательной активности к техническому творчеству детей дошкольного возраста, приобретению первичных технических умений посредством образовательных конструкторов.
Задачи Программы :
1. Создать условия для развития конструктивной деятельности и технического творчества детей 6-7 лет.
2. Создать условия для организации самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей и взрослых.
3. Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.
4. Приобщать детей к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел.
5. Развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта.
6. Содействовать развитию мышления: овладению обобщенными способами конструирования и самостоятельному их использованию.
7. Развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений и т. д., творчество, интеллектуальную инициативу.
8. Спосоствовать развитию динамических пространственных представлений: умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей.
9. Способствовать развитию художественного вкуса: в подборе материала для конструирования по цвету, фактуре, форме; в поиске и создании оригинальных выразительных конструкций.
10. Создавать условия для развития конструктивной деятельности: умения реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разнообразные детали образовательного конструктора, способы крепления деталей, знание основных приемов сборки и программирования робототехнических средств.
11. Формировать основы алгоритмического мышления.
12. Развивать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с необходимыми для конструирования инструментами и приспособлениями.
13. Воспитывать ценностное отношение к собственной работе, труду других людей и его результатам.
14. Формировать социально-коммуникативные навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Подготовительная группа 6-7 лет
• Распознает детали конструктора независимо от их пространственного положения, располагает на плоскости, различает качества предметов, упорядочивает по размерам, классифицирует, группирует по величине, цвету, форме, строению, размерам;
• Проявляет повышенный интерес к разнообразным зданиям и сооружениям, появляется желание передавать их особенности в конструктивной деятельности;
• Способен видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
• Анализирует форму конструкции в целом и отдельных ее частей: воссоздает сложные по форме модели из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению;
• Самостоятельно находит отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений;
• В коллективной работе умеет распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
• Сооружает различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением;
• Самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом конструктивных свойств, определяет какие детали более всего подходят для построения конструкции, как их целесообразно скомбинировать; способен планировать процесс возведения модели;
• Способен создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу с использованием образовательного конструктора;
• Знает различные способы крепления;
• Конструирует и составляет тематические композиции по собственному замыслу используя в постройке различные детали конструктора и дополнительный материал;
• Варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе технических средств в конструировании;
• Способен различать и называть детали конструктора LEGO WeDo, названия пиктограмм в программной среде, свободно оперирует ими в своей речи;
• Различает названия датчиков, электронных устройств конструктора LEGO WeDo;
• Способен самостоятельно создавать динамические модели и программировать их в среде LEGO WeDo в соответствии с условием или собственным замыслом;
II. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательного процесса
Использование в обучении современных образовательных конструкторов, позволяет детям удовлетворять естественное любопытство и любознательность, потребность в игре и в новых впечатлениях, стремление познать мир, свойства предметов и их взаимодействие в статистике и в динамике, познать мир руками. Благодаря конструктивной деятельности ребенок быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически.
Образовательный конструктор позволяет охватить различные направления развития и образования детей в разных формах. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей дошкольного возраста соответствует требованиям действующих СанПиН. Программа строится на комплексно-тематическом принципе структурирования образовательного процесса. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (1 раз в неделю – в части формируемой участниками образовательных отношений).
Занятия по конструктивно-модельной деятельности с использованием образовательных конструкторов LEGO Education WeDo 2.0, проводится по подгруппам 8-12 человек, в специально оборудованной студии. Учебная нагрузка составляет 30 минут – подготовительная группа.
При организации занятий по конструктивной деятельности педагог может использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы работы.
Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по показателям на основе педагогической диагностики. В зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка, состав подгрупп может меняться. Обследование детей проводится ежегодно в начале и в конце учебного года.
Организация образовательного процесса осуществляется в трех формах: совместная образовательная деятельность педагогов и детей, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в семье.
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в семье
Занятия
• Обучающие занятия;
• Творческие проекты;
• Образовательные ситуации;
• Дидактические игры;
• Решение проблемных ситуаций;
• Экспериментирование;
• Наблюдение;
• Беседы;
• Обсуждение;
• Рассматривание объектов, обследование;
• Виртуальные путешествия;
• Рассказы;
• Встреча с интересными людьми;
• Занимательные показы;
• Рассматривание фотографий, иллюстраций, схем;
• Конкурсы, соревнования;
• Решение проблемных ситуаций;
• Дидактические игры;
• Рассматривание;
• Экспериментирование;
• Рассматривание предметов, конструкций, моделей, схем, чертежей, иллюстраций;
• Ситуативное обучение;
• Упражнения;
• Просмотр видео;
• Чтение художественной литературы;
• Рассматривание объектов, конструкций;
• Обследование предметов;
• Домашнее экспериментирование;
• Совместное техническое творчество, конструирование;
2.2. Формы организации обучения конструированию
Использование в обучении современных образовательных конструкторов, позволяет детям удовлетворять естественное любопытство и любознательность, потребность в игре и в новых впечатлениях, стремление познать мир, свойства предметов и их взаимодействия в статике и динамике, познать мир руками. Благодаря конструктивной деятельности ребенок быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически.
Образовательный конструктор позволяет охватить различные направления развития и образования детей в разных формах.
Принципы LEGO - конструирования:
• от простого к сложному;
• учет индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
• активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
• комплексности решения задач – решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
• результативности и гарантированности – реализация права ребенка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей;
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используют формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов и действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный решающий этап, где можно решить задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающая от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило. Подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволит самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
6. Конструирование по темам: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных моделей, выбирают материал и способы их выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме: актуализация и закрепление знаний и умений.
III. Организационный раздел
В течение года на освоение программных задач отводится 36 занятия (один раз в неделю – в организованной образовательной деятельности в части формируемой участниками образовательных отношений.
Занятия по конструктивно-модельной деятельности с использованием образовательных конструкторов LEGO, проводится по подгруппам 8-12 человек, в специально оборудованной студии. Учебная нагрузка составляет 30 минут – старшая группа.
3.1. Материально-техническое обеспечение
Модуль Оборудование Количество, для группы из 10 человек
Подготовительная группа 6-7 лет Наборы конструкторов:
• Кирпичики LEGO System для творческих занятий;
• LEGO Education WeDo 2.0;
• Персональный компьютер (ноутбук) с программным обеспечением;
• Программное обеспечение для образовательных конструкторов LEGO Education WeDo 2.0, включающие комплекты заданий, методические материалы для педагогов. Электронное издание;
• Набор LEGO человечков «Макс и Маша»
3.3. Список литературы
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO»;
Корякин А. В. «Образовательная робототехника (LEGO WeDo) : Сборник методических рекомендаций и практикумов;
Корякин А. В. «Образовательная робототехника (LEGO WeDo) : рабочая тетрадь;
Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO : пособие для педагогов – дефектологов;
Книга учителя LEGO WeDo 2.0.
Симонова В. Г. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по LEGO – конструированию: Методическое пособие;
Фешина Е. В. «LEGO –конструирование в детском саду».